Яндекс.Метрика

Путнику разрешается не соблюдать пост

 

Одной из причин, дозволяющих прерывать или вовсе не держать пост, является сафар. Путнику по шариату дано «рухса» (облегчение) на это.

 

Доводом этому служат как аят из Корана, так и многочисленные хадисы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

 

Всевышний Аллах говорит в Коране:

 

ومَن كان مَريضًا أو عَلى سَفَرٍ فَعِدَّة من أيَّام أُخر

 

Смысл: «Тот, кто болен или находится в пути, и отпустил пост, пусть возместит эти дни».

 

В «Сахихе» имама Муслима приводится хадис о том, что Посланник Аллаха, в год взятия Мекки направился к ней во время Рамадана будучи постящимся, пока не достиг местности «Кираа Аль-Гамима». Сподвижники также держали пост, затем Он потребовал принести стакан воды и, подняв его так, чтоб видели люди, выпил. После этого ему сказали: «Некоторые люди продолжали поститься». Он сказал на это: «Они-то и ослушники! Они и есть ослушники!»

 

Слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, о том, что те, кто не отпустил в этот день в пути свой пост, являются ослушниками, комментируются тем, что им или же было велено пророком отпустить пост в связи с предстоящей встречей с врагом, который был очень близко, или же то, что те, кому вредит пост и не отпускает его воистину ослушался и впал в грех, как это пишет Имам Навави в своем шархе на «Сахих» Муслима[1].

 

Но для того, чтоб путник смог отпустить свой пост или вовсе не держать его, существуют несколько условий, без которых он не имеет право на прерывание поста.

 

Первое условие: чтоб сафар был длинным, в котором разрешается сокращать намазы - это по нашим меркам сафар более 86 километров пути

 

Второе условие: чтоб сафар был дозволенным по шариату. Если человек вышел в сафар для совершения того, что запрещено по шариату, к примеру, для покупки спиртных напитков, для разбойничества, для ограбления, для участия в запрещённых по шариату боях, то ему не разрешено отпускать пост

 

И третье условие: чтоб он вышел в сафар до наступления рассвета того, дня, в котором он собирается прервать пост. Если же ночью человек вознамерился выйти в путь, но вышел только после рассвета, без разницы до восхода солнца или после, то ему уже не разрешено прервать свой пост в это день. Если его сафар длится несколько дней, то на следующие дни он может прервать пост, даже если вышел в путь после рассвета

 

Под сафаром мы имеем в виду дни отъезда и приезда, а также три дня нахождения в пункте назначения, в то есть все эти дни путник имеет право не держать пост при соблюдении вышеперечисленных условий. Если же в первый день своего сафара путник не успел выйти до рассвета и держал пост, то в последующие три дня в сафаре он может не держать его, так как условием не является, чтоб в первый день он отпустил пост для дальнейшего облегчения не держать пост.

 

После того, как путник вернулсяв свой город или село, и если он в пути держал пост, то по приезду ему не разрешено прерывать его. Также путник имеет право не держать пост, даже если он знает, что завтра в обед он доедет до своего города.

 

Но если путник не держал пост, пользуясь облегчением, и прибыл в свой город до захода солнца, то он не обязан совершать «имсак» - воздерживаться от еды и питья и т.д., но ему желательно это сделать[2].

 

А если спросить: что лучше путнику: держать пост в сафаре или отпустить? - то сильным мнением в нашем мазхабе является следующее: если для него затруднения от поста, и пост не приведет к болезни или другим пагубным последствиям, то ему лучше поститься, а если из-за поста сафар для него становится затруднительным, или он может заболеть и т.д. то ему лучше не держать пост[3].

 

Важное примечание: Условием дозволенности несоблюдения и прерывания поста в сафаре является наличие намерения на «рухса» (облегчение), чтоб этим можно было отличить пост, отпускаемый по причине, от поста, отпускаемого без причины[4]. Под намерением на «рухса» подразумевается то, что во время прерывания поста он должен быть убежден, что ему разрешено прервать пост и это облегчение для него предоставлено шариатом. («Хашияту Джамал» 2/332)[5].

 

Тот, кто не имел намерение на «рухса» во время прерывания поста впадает в грех, как об этом пишет Шабрамалюси[6].

 

То, что путнику разрешается отпускать пост или вовсе не держать в пути, означает отсутствие греха за это, но он обязан восполнить эти посты по приезду из сафара. Также в сафаре не разрешено отпускать возмещааемый пост, который он пропустил без причины[7].

 

А Аллах знает лучше!

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 

 


[1]   وهذا محمولٌ على مَن تضرَّر بالصَّومِ أو أنَّهم أُمرُوا بالفطرِ أمرًا جازمًا لمصلحةِ بيانِ جوازِه فخالفوا الواجبَ، وعلى التقديرَين لا يكون الصَّائمُ اليومَ في السفر عاصيًا إذا لم يتضرَّرَ به ..

[2]  فإِنْ كانا مفطرَين - ولو بتركَ النِّيةِ - استحبَّ لهما الإمساكُ، لحُرمةِ الوقتِ. من اعانة الطالبِين

[3]  إن تضرَّر بالصَّومِ فالفطرُ أفضلُ، وإلَّا فالصَّومُ أفضلُ. من التحفة

[4]  ويُشترَط في حِلِّ الفطرِ بالعذرِ قصدُ الترخُّصِ على الأوجه كمحصر يريد التحلل، وليتميَّزَ الفطرُ المباحُ من غيرِهِ

[5]  (قولُهُ: بنيَّة الترخُّصِ) المرادُ بها اعتقادُ أنَّ الإفطارَ جائزٌ له حينئذٍ وأنَّ الشَّرعَ يسهل له هذا الأمرَ بتجويزه له

[6]  حاشية الشبراملسي 3/187: (قولُهُ: في جوازِ الترخُّصِ نيَّته) مفهومُه الإثمُ إذا لم ينوِ ذلكَ

 [7] وَلا –أي لا يُباحُ الفطرُ - لمن صامَ قضاءً لزمَه الفورُ فيه. من التحفة

 

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru