Яндекс.Метрика

Саджда шукр - земной поклон в знак благодарности Всевышнему Аллаху

 

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Тот, кто оживит мою сунну, которую умертвили люди, жившие после меня, получит награду, равную той, что получат люди, которые будут следовать этой сунне, и это не уменьшит их собственной награды!».[1]

 

Одной из таких желательных сунн является совершение саджда шукр. Существует немало хадисов, указывающих на законность этого действия. Один из них – хадис, переданный Абу Бараатом: «Когда до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) доходило радостное известие, он совершал земной поклон, проявляя благодарность Аллаху»[2].

 

Саджда шукр – это земной поклон, совершаемый вне намаза и по нескольким причинам:

 

1. в знак благодарности Аллаху за Его дары человеку, его детям или другим мусульманам. Для совершения саджда шукр требуется соблюдение двух условий: дар должен быть явным и должен быть получен неожиданно – с той стороны, откуда одариваемый и не ожидал его получить. Например, некто получил религиозную работу, для которой он пригоден; получил дозволенное имущество; завоевал авторитет, при котором он не притесняет других; одержал победу над врагом; к нему приехал родственник, приезд которого не повлечёт смуту для других людей; у него или у кого-нибудь другого родился ребенок; больной, который не является притеснителем, выздоровел и т.д. – то есть все эти дары должны быть дозволены шариатом, и в них не должно быть элементов притеснения, харама и тому подобного.

 

Как мы писали выше, совершение саджда шукр обставлено некоторыми условиями: дар должен быть явным и неожиданным, поэтому если человек получит зарплату, то за это не совершается саджда шукр, так как эти деньги он ожидает. Также не совершается саджда шукр за здоровье, так как на такой саджда может уйти целая жизнь. Также, если дар не явный, то за него тоже саджда шукр не совершается;

 

2. в знак благодарности Аллаху за то, что Он отвёл от него или от кого-то другого беду. В этом случае для совершения саджда шукр беда, от которой человек спасся, должна быть явной и неожиданной, например, пожар, крушение дома, нападение диких зверей и т.д. Поэтому саджда шукр не совершают из-за того, что Аллах спас его от куфра, так как это может отнять всю жизнь, и человек будет каждый день делать саджда за то, что не впал в куфр. Также, например, он не должен совершать саджда шукру тот, чьи скрытые пороки Аллах не разоблачил, так как это не относится к явным вещам.

 

За всё перечисленное желательно совершать земной поклон на виду у людей, кроме случая, когда это может задеть кого-либо из присутствующих, например, того, кто не может иметь детей (саджда шукр за рождение ребёнка), или того, кто не имеет денег (саджда шукр за получение богатства);

 

3. при виде поражённого болезнью, вне зависимости от того, что поразила болезнь: разум или тело. Желательно в таком случае совершить саджда шукр в знак благодарности Аллаху за то, что Он сохранил молящегося от недуга.

 

Желательно при виде этого человека сделать следующее дуа:

 

«Аль-хамду ли-Лляхи-ллязи ‘афани ва ма-бталани ва фаддаля-ни ‘аля касири ммимман халякъаhу тафздылян!».

 

 الْحَمْـدُ للهِ الّذي عافاني وما ابْتَـلاني، وَفَضَّلَـني عَلى كَثيـرٍ مِمَّنْ خَلَـقَه تَفْضـيلا

 

Перевод: «Хвала Аллаху, который избавил меня [от того, чем поразил тебя], не поразил меня [этой болезнью] и отдал мне предпочтение перед многими из тех, кого Он создал!».

 

Но не следует совершать саджда шукр непосредственно перед этим больным, так как это может ранить его сердце. Если же больной является грешником, например, вором, которому отрубили руку и который не сделал тавбу, то следует совершить суджуд у него на виду, чтоб напомнить ему о покаянии;

 

4. при виде грешника, будь он неверным или фасиком. Увидев такого человека, желательно совершить саджда шукри на виду у него, чтобы он бросил свои грехи и покаялся. Но если там же будет присутствовать больной человек, то желательность совершения саджда шукри на виду у него отпадает, так как это может ранить сердце больного.

 

Способ совершения саджда шукри

 

Это один суджуд с вступительным такбиром, с намерением и салямом после суджуда. Во время произношения вступительного такбира желательно поднимать руки. Для совершения суджуда необходимо соблюдать все условия намаза: аврат должен быть закрыт; совершающий должен совершить малое и полное омовение; он должен повернуться в сторону киблы. Также его можно совершать верхом или в машине.

 

Если после получения дара от Аллаха прошло время совершения двухракаатного намаза, а саджда шукри не был совершён, то он считается упущенным, на это тоже необходимо обратить внимание.

 

По мнению Ибн Хаджара (да смилуется над ним Аллах)[3], лучше, не ограничиваясь совершением одного земного поклона, раздать милостыню, совершить двухракаатный намаз с намерением совершить желательный намаз без причины, а не с намерением совершить намаз шукру.

 

Важное примечание: в шафиитском мазхабе нет земных поклонов, кроме трёх: саджда сахви, саджда тилява и саджда шукр. Соответственно, приближение к довольству Аллаха каким-либо другим видом саджда является харамом – запретным[4]. Если человек совершает земной поклон в знак благодарности Аллаху, то он обязан находиться в состоянии ритуальной чистоты, аврат у него должен быть закрыт, и он должен повернуться в сторону киблы – это особенно актуально для спортсменов, которые после победы на соревнованиях совершают земной поклон в шортах, не соблюдая условия и элементы этого поклона. Будьте внимательны.

 

А Аллах знает лучше!

 

Материал подготовлен на основе книги «Тухфатуль Мухтадж» с комментариями Абдулхамида аш-Ширвани, да смилуется над ним Аллах.

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 

 

 


[1] Ибн Маджах, 209.

[2] Абу Дауд, 2774.

[3] Тухфатуль Мухтадж, 2/257

[4] Хашият Ширвани, 2/260

 

 

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru