Яндекс.Метрика

Правила переноса и сокращения намазов при изменении маршрута сафара

 

Вопрос: Если вышел в путь, не намереваясь ехать далеко на расстояние сафара, но по пути намерение изменилось на путешествие более 86 километров, можно ли в таком случае сокращать и объединять намазы, а также пользоваться другими облегчениями сафара?

 

Ответ: Одно из условий дозволенности сокращения и совмещения намазов в сафаре является, чтоб сафар был целевым. Путник должен иметь четкое представление о том, что его сафар имеет протяжённость более 81 километра. Тот, кто выходит в сафар должен знать, что его путешествие имеет длину более 81 километра - это главное условие, и при этом необязательно знать место отправления, как об этом пишется в «Тухфатуль Мухтадже»[1], «Мугниль Мухтадж»[2] и в «Хаваши Ширвани»[3].

 

Если же у человека не было намерения проехать более 81 километров, то ему не дозволено пользоваться облегчениями для путника. И если по пути он захочет продлить свой сафар, то в этом случае исходной точкой становится то место, где у него изменилось намерение: если с этого места до места конечного направления расстояние составляет 81 километров и более, то ему разрешены все облегчения, и его новый сафар начинается с этого места. И здесь, как было сказано, надо обратить внимание на то, что новый сафар у него начинается именно с того места, где у него изменилось намерение, но не с того места, откуда он изначально выехал.

 

Пример: человек выехал по работе из пункта «А» в пункт «Б», расстояние между которыми 50 км. По дороге ему позвонили с работы и сказали, что он должен поехать еще дальше в пункт «В», а расстояние с места, с которого ему позвонили, и до пункта «В» только 40 км. Даже если протяженность пути от начального пункта «А» до пункта ‹‹В›› будет 90 км и более, то ему все равно не разрешено сокращать, объединять намазы и т.д., так как расстояние измеряется от места, с которого у него изменилось направление поездки и до места, в которое он направился ехать в конечном итоге.

 

Если же в этом примере между тем местом, в котором он находился, когда ему позвонили с работы, из-за чего у него изменилось намерение, и между пунктом «В» было бы 90 км, то ему разрешалось бы сокращать намазы и пользоваться другими облегчениями сафара.

 

Пишет один из выдающихся ученых шафиитского мазхаба Хатыб Ширбини в «Мугни аль-Мухтадж» 1/430:

 

ولو نوى في سفره ذو السفر القصير الزيادة في المسافة بحيث يحصل بها مسافة القصر فليس له الترخص حتى يكون من مكان نيته إلى مقصده مسافة القصر ويفارق مكانه لانقطاع سفره بالنية ويصير بالمفارقة مسافرًا سفرًا جديدًا

 

«Если у человека, который совершает короткий сафар, появится намерение добавить новый маршрут, отчего его итоговый сафар станет [длинным на такое расстояние, при котором будет можно] сокращать намазы, то не даются облегчения сафара, пока расстояние от места, в котором у него появилось намерение на новый маршрут, до нового пункта не достигнет такой длины, при которой дозволено сокращать и объединять намазы. И как он покинет границы пункта, в котором у него появилось намерение на новый маршрут, отсчёт его пути обнуляется и отсчитывается заново».

 

 

Также об этом написано в книге Имама Навави «аль-Маджмуъ»4/217[4], Мухаммада аль-Джурдани «Фатхуль Аллам»3/110[5], Имама Рамли «Нихаятуль Мухтадж»2/300[6], и Сулеймана Джамала «Хашиятул Джамал»2/424[7].

Вся хвала Всевышнему Аллаху.

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

Материалы по теме:
 

Намаз путника (1-я часть, 2-я часть)

Намаз путника в вопросах и ответах (1-я часть, 2-я часть, 3-я часть)


 


[1] «Тухфатуль Мухтадж» 2/451:

 

(و) ثانيها علم مقصده فحينئذ ( يشترط قصد موضع ) معلوم ولو غير ( معين ) وقد يراد بالمعين المعلوم فلا اعتراض ( أو لا ) ليعلم أنه طويل فيقصر فيه

 

[2] «Мугни аль-Мухтадж» 1/729:

 

(ويشترط قصد موضع ) معلوم ( معين ) أو غير معين ( أولا ) أي أول سفره ليعلم أنه طويل فيقصر أولا

 

[3] «Хаваши Ширвани» 2/451:

 

 قوله : (معلوم ) أي من حيث قدر مسافته لا من حيث ذاته وإلا ساوى المعين فلا فائدة في العدول وحينئذ فيجوز أن يراد بالمعين المعين من حيث قدر المسافة فلا فرق فتأمله سم عبارة الرشيدي قوله معلوم أي من حيث المسافة كما يؤخذ مما يأتي ويؤخذ منه أنه لو صمم الهائم على سير مرحلتين فأكثر من أول سفره لكن لم يعينها في جهة كأن قال إن سافرت لجهة الشرق فلا بد من قطع مرحلتين أو لجهة الغرب فلا بد من ذلك أنه يقصر وهو واضح بقيده الآتي فليراجع . ا هـ . أي مع وجود الغرض الصحيح ( قوله : المعلوم ) أي المسافة ع ش .

 

[4] «аль-Маджмуъ» 4/217:


ولو نوى بلدًا دون مرحلتين ثمّ نوى في أثناء طريقه مجاوزته، فابتدأ سفره من حين غيّر النية؛ فإنّما يترخص إذا كان من ذلك الموضع إلى المقصد الثاني مرحلتان

 

[5] «Фатхуль Аллам» 3/110:

 

ولو نوى السفر إلى موضع دون مصافة القصرثم نوى في أثناء السفر مجاوزته إلى موضع هو مسافة قسر فأكثر، فابتداء سفره من موضع تغيّر النية، فيترخص إن كان بين ذلك الموضع والمقصد الثاني مسافة قصر وإلا فلا

 

[6] «Нихаятуль Мухтадж» 2/300:

 

ولو سافر سفرًا قصيرًا ثمّ نوى زيادة المسافة فيه إلى صيرورته طويلًا؛ فلا ترخص له ما لم يكن من محل نيته إلى مقصده مسافة قصر ويفارق محله لانقطاع سفره بالنية ويصير بالمفارقة منشئ سفر جديد

 

[7] «Хашиятул Джамал» 2/424:

 

ولو سافر سفرًا قصيرًا ثمّ نوى زيادة المسافة في صيرورته طويلًا فلا ترخص له ما لم يكن من محل نيته إلى مقصده مسافة قصر ويفارق محله لانقطاع سفره بالنية ويصير بالمفارقة منشئ سفر جديد

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru