Яндекс.Метрика

Намаз путника в вопросах и ответах (2)

 
 
Вопрос: Можно ли перенести второй намаз к первому, например, ночной (ишаъ) к вечернему (магриб), женщине, которая не разобралась в порядке своего менструального цикла?
 
Ответ: Ей запрещено переносить последующий намаз к первому, потому что отсутствует уверенность в том, что её первый намаз был действительным, из-за вероятности совершения его до окончания менструального цикла. 
 

-------------------------

 

Вопрос: Можно ли переносить послеобеденный намаз к джума-намазу, который не заменяет обеденный намаз (зухр), т.е. к джума-намазу, после которого становиться необходимым сделать зухр?
 
Ответ: Нельзя переносить аср к джума-намазу, который не заменяет зухр. Об этом упомянул Алляма аль-Баджури.

Также не дозволяется перенести послеобеденный намаз к обеденному, который делается после такого джума-намаза. Потому что есть возможность, что этот джума-намаз был действительным, а за время за которое он совершил джума вышло время переноса намаза.
 
А что касается переноса джума-намаза к послеобеденному намазу, то это тоже не допускается. Потому что не передается ничего о том, чтоб джума-намаз совершали в другое время кроме основного времени зухра.
 

-------------------------

 

Вопрос: При совмещении намаза, перенося второй намаз к первому, т.е. асра к зухру или ишаъ к магрибу, с какого намаза следует начинать?
 
Ответ: При переносе асра к зухру или ишаъ к магрибу, следует начать с совершения намаза, время которого наступило, т.е. с зухра или магриба. Потому что он является как бы хозяином этого времени, а второй его последователем. Если сделать наоборот, т.е. если сначала совершить аср или ишаъ, а потом только зухр или магриб, то действительными будут только зухр или магриб.
 

-------------------------

 

Вопрос: Например, человек хочет перенести аср к зухру, и он сначала совершает аср, а только потом зухр. Какой будет хукм в этом случае?
 
Ответ: В таком случае у него будет действительным только зухр, который является как бы хозяин времени (намаз, время которого наступило). А его аср не считается состоявшимся ни как фарз-намаз, ни как суннат-намаз, если он сделал это преднамеренно и зная, что так нельзя. А если он сделал это, позабыв или не зная, то ъаср для него считается простым суннат-намазом (нафль-мутляк), если при этом у него не было пропущеных аср-намазов. А если же на нем был пропущенный аср-намаз, и он не упомянул в намерении о своевременности или возмещении аср-намаза, т.е. не сказал в намерении, что он делает аср-намаз вовремя (адаан), а если и упомянул, то подразумевал под этим только его лексический смысл, тогда этот его аср-намаз будет считаться за тот пропущенный. В этом случае ему можно будет повторно совершить еще раз аср-амаз после совершения зухра, не откладывая, если он делал намерение в зухре на перенос ъасра к нему. А если не было такого намерения тогда аср нужно отложить и сделать в свое время. Такой же хукм будет и у магриба и ишаъ.
 

-------------------------

 

Вопрос: Какой хукм совершения намерения на перенос до начала первого намаза?
 
Ответ: Нет разногласия в том, что недостаточно намерения на перенос до тахаррума первого намаза, также как нет разногласия, что его будет достаточно, если сделать это намерение вместе с тахаррумом на первый намаз. И поэтому будет наилучшим тому, кто хочет перенести второй намаз к первому, связать намерение на перенос с тахаррумом на первый намаз, чтоб его намаз был действительным согласно всем мнениям ученых.
 
Если человек начал совершать первый намаз в городе на стоящем корабле, а корабль затем начал движение, т.е. его сафар начинается и он делает намерение на перенос, то его перенос считается действительным. Потому что он был мусафиром, когда делал намерение, и нет разницы в том, как начался сафар: по его воле или без.
 

-------------------------

 

Вопрос: Я переносил аср намаз на обеденный. После совершения обеденного намаза ко мне позвонили и я ответил на телефон, поговорил минут пять, а потом совершил аср. Действителен ли мой намаз в этом случае?
 
Ответ: Условием для переноса второго намаза к первому является совершение обоих намазов без перерыва, т.е. чтоб между первым и вторым намазом не было интервала, который обычно считается длинным. А если же этот интервал будет длинным, даже по ошибке (рассеянности) или из за сна, то это помешает переносу, т.е. в таком случае перенос будет недействительным. Следовательно, необходимо будет отложит второй намаз, чтоб совершить его в свое время. Наибольшим возможным временем, которое допускается в интервале между первым и вторым намазом, ученые посчитали ограничение временем, за которое можно совершить обычно самые короткие два ракаата. 
 

-------------------------

 

Вопрос: Какой будет хукм, если человек совмещает два намаза, перенося поздний к раннему (второй к первому) и после совершения обоих намазов он вспомнил, что оставил рукну (составную часть) первого намаза? 
 
Ответ: Если он знает, что оставил это рукну в первом намазе, то он должен повторно совершить оба намаза. Первый намаз должен быть совершен повторно потому, что он стал недействительным из за оставления рукна, возвращение к которому невозможно, так как прошло достаточно много времени. А второй намаз - потому что он стал недействительным из-за того, что он был совершён не в свое время, так как первый намаз стал недействительным. Второй же намз становиться для него простым суннат-намазом (нафль-мутляк) или же возмещающим, если у него был такой же пропущенный намаз. Далее у него есть выбор совершить оба намаза каждый в свое время или же снова совмещать их. 
 

-------------------------

 

Вопрос: А как быть, если он вспомнил, что оставил рукну (составную часть намаза) второго намаза? 
 
Ответ: Если он вспомнил, что это рукну было оставлено во втором намазе, он может вернуться в намаз, сделать это рукну и продолжить с этого места, если только с момента саляма (окончания этого намаза) до момента, когда он вспомнил, не прошло много времени. Следовательно, и оба намаза тоже станут действительными. А если прошло достаточно много времени, что нельзя вернуться в намаз, тогда второй намаз будет недействительным. Следовательно, он обязан совершить этот второй намаз в свое основное время. Потому что перенос второго намаза на первый невозможно из за того, что прошло много времени, которое превышает допустимый интервал между совмещаемыми намазами, в течении которого он совершал намаз, ставший недействительным.
 

-------------------------

 

Вопрос: А как быть, если он вспомнил, что оставил рукну, но не знает, в каком намазе оставил он это рукну в первом или во втором?
 
Ответ: Если он не знает, в каком намазе оставил это рукну: в первом или во втором - он обязан повторно совершить оба намаза без совмещения, т.е. сделать оба намаза каждый в свое время или можно перенести первый намаз ко второму. Что касается обязательности повторного совершения обоих намазов - это из за того, что данное рукну может быть оставлено в первом намазе. Тогда, как и сказано выше, оба намаза становятся недействительными. А что касается запрета на перенос второго намаза к первому - это из за того, что данное рукну может быть оставлено во втором намазе. Тогда первый намаз будет действительным, а второй – недействительным. Следовательно, прошло много времени, превышающее допустимый интервал между совмещаемыми намазами, в течении которого он совершал намаз, ставший недействительным и повторял первый намаз.
 
Это можно разъяснить примерно так, как это приводиться и в аль-Буджайрими:
 
Если он повторяет оба намаза, т.е. допустим, что он повторно совмещает их, перенося например аср на зухр, он начинает с зухра и потом делает аср. Предположим, что мы допускаем, что зухр, который он делал в самом начале, действителен. Тогда интервал между этим зухром, который мы допускаем как действительный, и асром, который он делает повторно после зухра и недействительного асра становиться намного длиннее интервала допустимого для этого случая (время, за которое можно сделать обычно самые короткие два ракаата). 
 

-------------------------

 

Вопрос: Можно ли перенести аср к зухру, который совершают повторно с джамаатом?
 
Ответ: В книге «Тарших аль-мустафидин» приводиться, ссылаясь на книгу «Бугйат аль-мустаршидин», что если человек сделал зухр, а потом сделал его повторно с джамаатом, то перенести к нему ъаср дозволено, соблюдая все остальные условия. Это сказал Абдуллах иб Ахмад Бамахрама, Но, однако, Ибн Хаджар не согласился с ним и посчитал более сильным (раджих) мнение, что это не допускается.
 

-------------------------

 

Вопрос: Является условием совмещения намаза, чтоб человек совмещающий намазы был мусафиром в начале первого намаза?
 
Ответ: Не является условием для совмещения намаза, чтоб человек, совмещающий намазы, был мусафиром в начале первого намаза, как это и было сказано выше. Также не является условием, чтоб сафар продолжался до окончания второго намаза. Даже если он станет во время совершения второго намаза мукъимом (тот, кто не является путешественником), то совмещение не становиться недействительным, а если он станет мукъымом после окончания (второго намаза), то будет более предпочтительным, чтоб не становиться недействительным.
 

-------------------------

 

Вопрос: Что делать если при совмещении намазов, перенося второй к первому, время первого намаза прошло до окончания второго? 
 
Ответ: Если при совмещении намазов, перенося второй к первому, например асра на зухр вышло время первого (зухр) намаза до окончания второго (асра) или появились сомнения, что уже вышло время зухра, этот намаз, т.е. аср, становиться недействительным, потому что совмещение стало недействительным, согласно мнению аль-Кальюби, но Ибн Хаджар в этом с ним не согласился, как это при водиться в аль-Курди.
 
А аль-Баджури сообщает, что мнением муътамад (мнение, на которое полагаются) является: 
 
Допускается переносить второй намаз (аср) к первому (зухру), даже если от времени первого намаза остается только время достаточное для совершения некоторой части одного ракаата.
 
Также в комментариях аш-Шабрамаласи на ар-Рамли сообщается, что совмещение действительно, если тахаррум второго намаза попадает на время первого намаза, т.е. если человек успеет произнести такбират уль-ихрам до окончания времени первого намаза.
 
Подготовил: Нурмухммад Изудинов
 
 
 
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru