Яндекс.Метрика

Многоженство в Исламе


Все постановления в Исламе исходят от Всевышнего Мудрого Аллаха, который узаконил в шариате все, что приносит пользу людям, будь то отдельному человеку или обществу в целом. И польза во всех предписаниях Аллаха намного превышает возможный вред от них.

Одним из таких постановлений является - многоженство. По словам Всевышнего Аллаха его, следует рассматривать, прежде всего, как решение проблем общества в отношении сирот и вдов, и именно поэтому о многоженстве упоминается в аяте наряду с сиротами: «Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной...» (Сурра «Женщины»: 3 аят).

 

Следует заметить, что многоженство является не обязанностью, а дозволенным решением, которое решает многие социальные и моральные проблемы общества. Ислам дозволил многоженство и в этом большая мудрость и польза для людей:
 

1- Оберегание мужчины от прелюбодеяния.

 

2- Защита от греха того, кто не удовлетворяется одной женой.

 

3- Оберегание той, за которой смотрят любители страстей.

 

4- Увеличение потомства.

 

5- Сохранение народа от нечестия и болезней.

 

 

Ислам позволяет мужчине жениться несколько раз, но в каждом случае должно быть полное признание и соблюдение прав всех супруг. В отношениях между супругами должен соблюдаться главный принцип Ислама - мужчины считаются ответственными за их отношение к женщинам, также как и женщины ответственны за их отношение к мужьям.

 

 

Многоженство в Исламе разрешено, однако это положение имеет различные степени в зависимости от ситуаций, связанных с человеком, который желает жениться на больше чем одной. Порой оно бывает желательной, порой нежелательным, а порой и запретным.

 

 

 

В «Фикх аль минхаджий» говорится: «По шариату разрешено иметь до четырех жен, но это решение имеет разные постановления:

 

1. Это желательно, когда есть необходимость жениться на второй или третьей, если первая больна или не рожает, или же одна жена не оберегает его целомудрие, и тд.

 

 

2. Это нежелательно, когда нет в этом необходимости, а просто хочет жениться для излишней роскоши или почета и он сомневается в том, что будет справедливо относиться к ним по вопросу обеспечения или распределения ночей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: «Оставь то, что вызывает у тебя сомнения, ради того, что не вызывает сомнений»[1].

 

3. Это запрещено, если мужчина уверен, что не сможет проявлять справедливость между женами, по причине его бедности, слабости или по каким-нибудь другим причинам, то в этом случае многоженство является для него греховным делом. Это может нанести вред женам, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Нельзя причинять вред ни себе, ни другим»[2].

 

 

Всевышний Аллах говорит: «Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. Это ближе к тому, чтоб избежать несправедливости»[3].

 

 

Следует отметить, что во втором и в третьем случае,  брак считается действительным, но будет на нем грех»[4].

 

 

Шариат требует справедливости по отношении к женам в обеспечении жильем, одеждой, пищей, распределения ночей и хорошего обращения к ним. Все обязанности мужа по отношению к женам должны быть исполнены одинаково справедливо. Но, что касается сердечных дел, то он не может любить всех одинаково, это не в его власти. И с человека не требуется то, что он не может выполнить.

 

 

Имам Шафии говорит, что сунна Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и все ученые согласны с тем, что человек обязан делить поровну между женами дни и ночи. И он должен быть справедливым в этом и не имеет права ущемлять их[5].

 

 

Если жены не согласны жить вместе в одном доме, но в разных комнатах, муж обязан предоставить каждой из жен отдельное жилье, и он не имеет права предоставлять одной хорошее жилье, а другой плохое, кроме как с согласия жены.

 

 

Муж не должен объединять двух жен в одном доме, кроме как с их согласия. И нет разницы между молодыми женами и старыми, поскольку это может им вредить и стать причиной ревности и вражды[6].

 

 

Многие ученые были очень строгими к проведению одинакового времени у жен, ведь Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «У кого было две жены, а он склонился только к одной из них, тот предстанет в Судный день лишенный части своего тела»[7].

 

 

Пусть Аллах даст мужьям сил, чтоб быть справедливыми со всеми женами одинаково, а женам терпения, чтоб принять этот божественный закон умом и сердцем. Амин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


[1] Тирмизи:2455, Насаи: 5644

[2] Муснад Ахмад:22178, Сунан ибн Маджа: 2333

[3] Женщины: 3

[4] см: аль Фикх аль минхаджий, авторы: доктор Мустафа Хан, доктор Мустафа Буга, Али Шарбиджий, 4/20

[5] Аль Умм шафии, даруль фикр, 5/118

[6] "Мугни аль мухтаж", автор Шарбини, даруль фикр, 3/253

[7] Достоверный хадис переданный Тирмизи: 1056, Ибн Маджа: 1959


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru