Яндекс.Метрика

Биографии учёных шафиитов - Третье поколение (1)

 

Глава об учёных пятого века хиджры.

Учёные первой половины пятого века хиджры.

 

Ибн Ляббан

 

Абуль Хусейн Мухаммад ибн Абдулла Басри Фарди, известный как ибн Ляббан. Шейх Абу Исхак сказал о нём: «Он был имамом в фикхе и науке о наследстве, составил в этой области много книг, подобных которым никто не написал, у него также обучались наследственному праву». Он говорил: «Нет на этой земле людей, лучше знающих наследственное право, чем мои ученики и ученики моих учеников».

 

Умер Ибн Ляббан в месяц Раби уль-Авваль в четыреста третьем (403) году.

 

 

Аль Халими

 

Абу Абдулла Хасан бин Хусейн бин Мухаммад бин Халим, известный как Халими – производное от имени его деда (Халим). Хаким сказал: «Он был шейхом шафиитов в регионе Мавераннахр, самым красноречивым, искуснейшим в диспутах после своего учителя Каффаля аш-Шаши». Имам [Джувейни] сказал: «Халими был великим человеком, никто кроме особенного человека, умеющего глубоко анализировать, не смог бы достичь его уровня знаний».

 

Он родился в Джурджане (кое-кто сказал, что в Бухаре) в триста восьмом году (308)[1], а умер в четыреста шестом (406) году[2], некоторые учёные сказали, что он родился в месяц Джумада аль-Уля, а некоторые – в Раби уль-Авваль.

 

 

Абу Мухаммад аль-Хаддад

 

Абу Мухаммад аль-Хаддад Хасан бин Ахмад из г. Басры. Он был факихом нашего мазхаба и самым известным знатоком литературы. Никто из учёных не передал год его смерти.

 

 

Абу Тайиб Са’люки

 

Абу Тайиб Сахль бин Имам Абу Сахль Са’люки учился фикху у своего отца, о его отце уже было рассказано ранее в нашей книге. Шейх Абу Исхак сказал: «Он был факихом, литератором, он занимал почётное положение в исламских науках, однако и в мирском преуспевал, у него учились факихи Нисабура, он сам также был жителем Нисабура». Сказал Хаким: «До меня дошла весть, что на его уроке за ним записывали более пятьсот чернильниц» (500 учеников лишь записывали его слова, но были и слушатели). А у его отца было ещё больше учеников. Рафии сказал, что его отец и он высказывали следующее мнение: «Развод пьяного не действителен». Также Сахля спросили о шахматах, в ответ на что он написал записку и отдал спрашивающему, а там было написано следующее: «Если имущество защищено от убытка, молитва – от беспечности, язык – от пустословия, то такая игра будет радостью для друзей. Это написал Сахль [ибн Мухаммад] ибн Сулейман».

 

Абу Тайиб умер в четыреста четвёртом (404) году.

 

 

Хаким, автор «Мустадрака»

 

Абу Абдулла Мухаммад бин Абдулла бин Мухаммад Нисабури, известный как Хаким, автор трудов «Мустадрак», «Тарих Нисабур», «Фадаилю Шафии». Он был факихом, хафизом, достойным доверия, обладал высоким положением, однако следовал мнению, что сподвижник Али бин Абу Талиб достойнее сподвижника Усмана бин Аффана (да будет доволен ими Аллах).

 

К нему перешло лидерство ахлю хадис.

 

Он с детства получал знания, путешествовал в Хиджаз и дважды – в Ирак. Передавал хадисы от многих учёных. Иснави сказал: «Количество его учителей доходило до двух тысяч. Он учился у Абуль Валида Нисабури, Абу Али бин Абу Хурайры, Абу Сахля Салюки. У него получили пользу многие имамы современности, к ним относят Байхаки».

 

Абдуль Гафир сказал: «Хаким был имамом ахлю хадис современности. Его дом был домом благочестия и богобоязненности. Его сподвижничества удостоился имам своего времени Абу Бакр Сибги, он спрашивал Хакима о «джархе и та’диле»[3] относительно передатчиков хадисов, он написал большую речь ему в восхваление, к его высказываниям относят следующие слова: «Ушёл к Милости Аллаха и не найти подобного ему. Упокоился восьмого числа месяца Сафар в четыреста пятом году (405) хиджры».


Абу Муса аль-Мадани в своей книге «Тарих» говорит: «Хаким вошёл в баню, искупался, затем вскрикнул "Ах!" И покинула его душа, в это время он был одет в нижнюю одежду без рубахи».

 

 

Кади ибн Кадж

 

Абуль Касим Юсуф бин Ахмад бин Кадж Динавари учился у Ибн Каттана, сочетал в себе главенство религии и мирское. К нему приезжали ученики из разных уголков мира, стремясь постичь его знания и деяния.

 

Его убила группа «Аярун» (группа, которая поддерживала сторону сына Харуна аль-Амина в конфликте между сыновьями Харуна Рашида) в городе Динавар в ночь на двадцать шестое число месяца Рамадан в пятьсот пятом (505) году.

 

 

Шейх Абу Хамид Исфараини

 

Абу Хамид Ахмад бин Мухаммад бин Ахмад Исфараини. Родился в триста сорок четвёртом (344) году, переехал в Багдад в триста шестьдесят четвертом году. Он учился у Ибн Марзубана, когда тот покинул этот мир, учителем его стал Дараки. В Багдаде он изучал исламские науки, пока к нему не перешло лидерство в религии и дунья (то есть занял почётное место), и заполнилась земля его учениками. На его уроках бывало около трёхсот учеников, изучавших фикх.

 

Он умер в ночь субботы по прошествии одиннадцати ночей месяца Шавваль в четыреста шестом (406) году. Похоронен в своем доме. В день его похорон собралось очень много опечаленных плачущих людей. Исфаран – город в Хорасане, в окрестностях Нисабура.

 

Продолжение


 


[1] Более достоверно, что в 337 г.

[2] Более достоверно, что в 404 г.

[3] Аль-Джарх ва та'диль – это дискредитация или же признание надёжности, достойности человека. Является наиболее развитым исследованием науки хадиса. Начиная с последователей Пророка (мир ему и благословение Аллаха), множество учёных хадиса во все времена критиковали и оценивали хадисы на основании аль-джарх ва та'диль. Данная дисциплина в определённых рамках рассматривает недостатки и достоинства передатчиков хадисов, точнее, выявляет степень достоверности и надёжности пересказчиков.

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru