Яндекс.Метрика

Биографии учёных шафиитов - Второе поколение (11)

 

Абу Сахль Са’люки

 

Абу Сахль Мухаммад ибн Сулейман ’Иджли Нисабури, известный как Са’люки, являлся имамом в фикхе, тафсире, в науках хадиса, во всех науках арабского языка, в суфизме. Был лучшим поэтом и писателем своего времени – то есть лучшим среди своих современников.

 

Родился он в 296 году хиджры в городе Исфахан, переехал в Ирак в 322 году хиджры и проучился в Басре два года. Затем вернулся в Исфахан.

 

Его дядей по отцу был имам Абу Таййиб Ахмад, живший в Нисабуре и умерший там же в 330 году хиджры. Когда до Абу Сахля дошла весть о его смерти, то он решил поехать в Нисабур, однако узнал, что народ Исфахана не разрешат ему это сделать, и поэтому уехал скрытно.

 

В Нисабур он приехал в месяце Раджаб с намерением вернуться обратно. Три дня он пробыл на соболезновании дяди. В это время к нему приезжали все руководители, подчинённые, кадии и муфтии. По прошествии трёх дней люди собрались для урока с ним и дискуссии. Учёные города не раз собирались, чтобы попросить его с семьёй переехать к ним, и он ответил им согласием.

Ему построили дом. Вокруг него собирались и сторонники, и оппоненты. Так продолжалось до тех пор, пока он не умер, это произошло в Нисабуре в двадцать пятую ночь месяца Зульхиджа в 369 году хиджры. Заупокойную молитву прочитал на площади Хусайни [его сын] Сахль, о котором мы расскажем далее в этой книге. Он похоронен в городе, где преподавал.

 

 

Аль-Азхари

 

Абу Мансур Мухаммад ибн Ахмад Азхари, известный как Азхари, был лидером в познании арабского языка, родился в городе Херат (Герат) в 282 году хиджры. Азхари был факихом, праведным человеком, но тяга к языкознанию возобладала в нём над всем остальным, и по этой теме он написал книгу под названием «Тахзиб», в которую вошло большое количество вопросов. Также он написал книгу по тафсиру и составил толковый словарь некоторых выражений из книги «Мухтасар [Музани]».

 

Умер Азхари в месяце Рабиуль ахир в 370 году хиджры. В книге «Аль-Азиз» есть множество отсылок к его словарю по книге «Мухтасар».

 

 

Абу Бакр Исмаили

 

Абу Бакр Ахмад ибн Ибрахим ибн Исмаил Исмаили, Джурджани, был исключительным человеком в своё время, шейхом мухаддисов и факихов, самым мудрым в руководстве, он был человеком чести и щедрости. Умер немного позднее 370 года хиджры, по словам шейха Абу Исхака. Другие учёные говорили: «Он умер в первых числах месяца Раджаб в 371 году хиджры в возрасте 74 лет».

 

 

Абу Зайд Марвази

 

Абу Зайд Мухаммад ибн Ахмад ибн Абдуллах Фашани, известный как Марвази, был шейхом Ислама в знаниях и деяниях, в богобоязненности и аскетизме. Жил Абу Зайд поблизости от Мекки и получал знания у Абу Исхака Марвази. Он хорошо запомнил вопросы мазхаба. Имам Харамейн сказал о нём: «У него был утончённый ум. Он родился в 301 году хиджры, покинул этот мир в Марве в 371 году хиджры». Шейх Абу Исхак и Ибн Хилликан добавили, что это случилось в пятничный день, тринадцатого дня месяца Раджаб.

 

Фашан – это поселение в местности Херат, также его называют Башан.

 

А созвучный ему Касан – это один из районов Асфахана, который состоит из многих поселений, одно из них – Раванд, откуда родом учёный Ибн Раванди.

 

А Кашан – это местность, граничащая с местностью Лякумма.

 

 

Джурджани

 

Абу Ахмад Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрахим Джурджани – факих, ученик Абу Исхака Марвази. Он лучше всех знал шафиитский мазхаб. Он дошёл до Андалусии (ныне территория Испании, Португалии и Северной Африки), затем уехал оттуда и умер в пути в 373 году хиджры, ему было за 70 лет. Знай же, что учёные также называют его Абу Таййиб, относя его происхождение к Багдаду.

 

 

Дараки

 

Абуль Касим Абдуль Азиз ибн Абдуллах ибн Мухаммад Дараки преподавал в Нисабуре два года, затем переселился в Багдад, где к нему перешло главенство в знаниях (его назначили главой над всеми учителями и т. д.). Шейх Абу Хамид говорит: «Я не видел людей, более знающих фикх, чем он». Его отец был мухаддисом своего времени в городе Асфахан. Он умер в Багдаде в пятницу по прошествии тринадцати дней месяца Шавваль в 375 году хиджры. Похоронен Дараки в местности Шунизия. Дарак – это одно из поселений Исфахана.

 

 

Масарджиси

 

Абуль Хасан Мухаммад ибн Али Масарджиси был учителем Кадия Абу Тайиба [Табари]. Хаким сказал о нём: «Он один из лучших знатоков нашего мазхаба, учился у Абу Исхака [Марвази], сопровождал его на пути в Египет, пока тот не умер, затем вернулся в Багдад и преподавал там. Там к нему перешло место главы образования после смерти Ибн Абу Хурайры. Затем он направился в Хорасан, где и покинул этот мир в среду вечером, а похоронен был вечером четверга, шестого числа Джумадуль Ахира в 384 году хиджры. На тот момент ему было 76 лет.

 

Масарджис – это один из его прадедов, который был христианином и принял Ислам в присутствии Абдуллы ибн Мубарака.

 

 

Авдани

 

Абу Бакр Мухаммад ибн Абдуллах Авдани был шейхом шафиитов в местности «Мавераннахр». Он был одним из самых аскетичных факихов. Учился у Абу Мансура ибн Махрана. Покинул этот мир в Бухаре в 385 году хиджры и похоронен в бухарском квартале под названием Калабазикан. Авдана – это поселение вблизи Бухары.

 

 

Истахрий

 

Кади Абу Мухаммад Истахрий учился фикху у Кадия Абу Хамида Марвази. Он был кадием города Фаса (ныне город на юге Ирана). Истахрий был факихом персов, он составил комментарий к книге Абу Мансура Тамими «Муста’маль». Абу Исхак Ширази сказал, что он был факихом, и ничего не добавил к этому.

 

Хатиб Багдади в своём труде «Тарих» пишет: «Абдулла ибн Мухаммад ибн Саид ибн Мухариб Ансари слушал хадисы в Персии, Ираке, Хиджазе, Шаме, Мисре, его происхождение относили к местности Истахр, родился он в 291 году хиджры». Но он не называет дату смерти.


От Захаби передаётся, что он умер в 384 году хиджры.

 

 

Даракутни

 

Об Абуль Хасане Али ибн Умаре Багдади, известном как Даракутни, Хатиб говорит: «В науке хадиса он был уникален для своего времени». Также он говорил: «До меня дошла информация, что он учился у Абу Саида Истахрий». Хаким писал: «Даракутни не видел никого, подобного себе».

 

Он умер в Багдаде в четверг по прошествии восьми дней месяца Зуль Каада в 385 году хиджры, ему было 79 лет. Заупокойную молитву по нему совершил шейх Абу Хамид [Исфараини], похоронили его рядом с Маруф аль-Кархи. Происхождение Даракутни относят к Дар Кутн – большому району Багдада.

 

 

Аль-Хатан

 

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Хусейн ибн Ибрахим Фариси Истирабази, известный как Хатан (тесть) – его знали как Хатани, потому что он был тестем имама Абу Бакра Исмаили. Хатан на персидский язык переводится как «дамад». Он один из богобоязненных имамов, опередивший учёных в адабе, в освоении смыслов и видов чтения Корана, выдающийся в дискуссиях. Он написал авторитетный комментарий к труду «Талхис».

 

Умер Хатан в Джорджане в день Арафа и похоронен в день праздника Идуль Адха в триста восемьдесят шестом году (386), на тот момент ему было 75 лет.

 

 

Абу Закария

 

Об Абу Закарие Яхье ибн Абу Тахире Сакри Хаким сказал: «Он был праведным человеком знания, одним из стойких последователей мазхаба имама Шафии в дискуссиях, он учился у Абуль Валида Нисабури и затем преподавал тридцать лет». Он умер в двадцать третий день месяца Рабиуль Авваль в 388 году хиджры.

 

 

Захир Сарахси

 

Исследователь, факих, мухаддис, шейх своего времени в Хорасане. Он получал знания о фикхе от Абу Исхака Марвази, арабскую литературу изучал у Абу Бакра ибн Анбари, науку калям освоил у Масаади (в книге «Табакат Кубра» говорится, что знания о каляме он получал у Абуль Хасана Ашари). Он умер после месяца Рабиуль Ахир в 389 году хиджры, ему было 96 лет.

 

 

Ибн Ляаль

 

Абу Бакр Ахмад ибн Али ибн Ахмад ибн Ляаль Хамзани получал знания у Абу Исхака Марвази и Ибн Абу Хурайры, был богобоязненным, усердно поклоняющимся человеком. Был одним из факихов Хамзана. Рафии передаёт от него одно постановление науки фикха Относительно сделки мушарака.

 

Он родился в 307 году хиджры, умер в 393 году хиджры.

 

 

Абу Мухаммад Бафи

 

Абу Мухаммад Абдуллах ибн Мухаммад Бафи Хаваризми, друг Дараки, был факихом, литератором, поэтом, почитаемым стихотворцем. Абу Мухаммад преподавал в Багдаде после Дараки. Он без труда говорил стихами, писал длинные письма без проверки.

 

Однажды к нему пришёл юноша с пергаментом, отдал ему и, смеясь, прочитал, Бафи же ответил ему на это стихами. В письме юноши были стихи:

 

Влюблённый, рискуя собою, поцеловал любимую,

Ответь нам: дозволяется ли за это убить его?!

 

Бафи ответил:

 

О вопрошающий о том, чего шариат не дозволил,

Поцелуй влюблённого не обязывать убить его.

 

Он умер в Багдаде в 398 году хиджры. Заупокойную молитву по нему прочитал шейх Абу Мухаммад.

Происхождение Бафи относят к селу Баф – одному из сёл Ховарезма.

 

 

Хадири

 

Абу Абдуллах Мухаммад ибн Ахмад ибн Хадари Марвази и Абу Зайд были шейхами своей эпохи. Умер Хадари в 380-х годах. Имя Хадири относят к некоторым его прадедам. Тифлиси сказал: «Хадирия приводили в пример в качестве человека, который обладал прекрасной памятью и очень редко что-либо забывал».

 

 

Абу Али Зуджаджи

 

Кадий Абу Али Хасан ибн Мухаммад ибн Аббас Табари, известный как Зуджаджи, учился у Абуль Аббаса ибн Касса. У него учились факихи города Амаль, также он преподавал Кадию Абу Таййибу, он является автором книги «Зиядатуль Мифтах».

 

Нам неизвестна дата его смерти, а также остальных учёных, о которых я расскажу далее в этом разделе о второй половине второго поколения. Но мы знаем, что они жили в этот период.

 

К числу учёных нашего мазхаба также относят другого человека по имени Зуджаджи – это Абу Бакр ибн Ахмад ибн Али Табари.

 

 

Кайсари

 

Ибн Абдуррахман Каззаз Кайсари – так назвал его Ибн Салях.

 

К числу учёных нашего мазхаба также относят других людей под именем Касари, без буквы «йа»:

 

1. Абдуллах ибн Али, учившийся у Абу Бакра Шаши и Ас’ада Сахми. Он переехал в Шам, где и покинул этот мир;

2. Ахмад ибн Мухаммад, ученик Ибн Лябана;

3. Абуль Хасан Али ибн Ахмад Захид.

 

Все вышеупомянутые учёные жили позже, в другом поколении, кроме Кайсари – он жил в этом (третьем) веке.

 

 

Ибн Хайран, автор книги «Латиф»

 

Абуль Хасан ибн Али ибн Мухаммад ибн Хайран Багави – автор книги «Латиф», у него учился шейх Ахмад ибн Рамин. Книга «Латиф» по объёму меньше книги «Танбих», имеет очень много глав, в главе «Шахадат» он передаёт слова Ибн Хайрана старшего, которого звали Абу Али Хусейн ибн Салих ибн Хайран Багави Багдади и которого мы ранее упомянули.

 

 

Абу Мухаммад Карабиси

 

Абу Мухаммад ибн Абу Бакр Карабиси Нисабури – один из факихов, учившихся у Абу Мухаммада Бафи. Уббади в своей книге биографий, в главе, посвящённой этому веку, привёл под этим именем другого человека –Абу Саида Карабиси, также есть ещё один – это Мухаммад ибн Хасан Карабиси. Мы ранее говорили об ещё одном учёном – Абу Али Карабиси, он был учеником имама Шафии.

 

 

Абу Мухаммад Табари

 

Абу Мухаммад Абдуллах бин Хасан бин Мухаммад Табари Ханати прибыл в Багдад при жизни шейха Абу Хамида, от него передавал знания Кади Абу Тайиб. Также его упомянул шейх Абу Исхак, но не привёл дату его смерти.

 

Смысл слова «ханат» – белильщик ткани.

 

Сама’ни говорит, что, возможно, его прадед продавал пшеницу (хинта), и правильнее будет вариант «Хинати».

 

 

Абу Хайан Тавхиди

 

Абу Хайан Али ибн Мухаммад ибн Аббас Багдади, известный как Тавхиди, был родом из Шираза. Некоторые учёные сказали, что он родился в Васити, другие – что в Нисабури. Шейх суфиев, автор книги «Басаир» и других книг по науке тасаввуф. Он получал знания у Кадия Абу Хамида Марварузи.

 

Ибн Хилликан говорит: «Его почитали, он был автором книг и много размышляющим человеком. Его называли "тавхиди", потому что его отец продавал сорт фиников из Ирака под названием "тавхид"».

 

 

Абуль Файаз Басри

 

Абу Файаз Мухаммад ибн Хасан ибн Мунтасир Басри учился у Кадия Абу Хамида Марварузи, у него учился Саймар, учитель Марварузи. Он преподавал в Басре, у него учились многие факихи города.

 

 

Автор книги «Такриб»

 

Абуль Касим ибн Каффаль кабир Шаши был имамом, почитаемым, уважаемым и достойно продолжившим образ жизни своего отца человеком. Абуль Касим составил книгу «Такриб» – шарх к труду «Мухтасар Музани». Размер книги соответствует книге «Аль-Азиз» имама Рафии. В этом почтенном труде автор привёл большое количество хадисов, высказываний имама Шафии, таким образом, в каждом разделе книги мы найдём слова имама, которые он собрал из всех его книг. Он приводит цитаты имама Шафии в точности, а не передавая смысл, поэтому необходимость в пересмотре книг имама отсутствует. Иснави сказал: «Я не видел ни одной книги учёных нашего мазхаба лучше этой». Ибн Накиб добавляет: «…кроме книги "Аль-Азиз" имама Рафии». Некоторые учёные, жившие раньше их, приписывают авторство этой книги самому Каффалю Шаши, но более вероятно, что это книга сына Каффаля, как на это указал Рафии в своём труде «Тахзиб».

 

 

Абу Якуб

 

Абу Якуб Юсуф ибн Мухаммад Абиварди (город на территории современного Туркменистана) учился фикху у шейха Абу Мухаммада Джувейни. Его перу приписывают книгу вопросов фикха, на неё ссылаются, и её комментируют факихи. Мутавваи сказал: «Не было ему равных в живости ума, остроте мышления и находчивости сердца, пока не ослабло его тело и не притупился ум».

 

Продолжение
 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru