Яндекс.Метрика

Али-кади Салтинский

 

Али-кади Салтинский – один из великих исламских учёных в Дагестане, он из тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению и обучению науке.

 

Родился он примерно в 1832 году в семье учёных, его отца звали Нурмухаммад, а мать – Фатима.

 

Учился у разных учёных, в 1853 году он учился у известного учёного Муртазали аль-Уради, который высоко ценил способности Али-кади.

 

Как видно из источников (записи самого Али-кади и других), у него в селении Салта было известное медресе, где учились и приезжие студенты. В летнее время они учились в местности «Гьараланахъа» в пещере, и люди называли это место «Пещера Али-кади». Ему принадлежал участок земли и мельница, находившиеся около родника.

 

Долгое время он работал в кумыкских селениях: Нижний Дженгутай, Торкали, Тарки, Какашура, Кафыр-кумух и Аксай. В этих селениях располагались самые известные медресе того времени.

 

Имеется список учёных, которые учились у Али-кади Салтинского. Среди них такие известные учёные, как Муслим из с. Урада, Муса из с Кудали, Омар-кади из с. Охли (отец Хафиза-хаджи), Таджудин из Верхнего Дженгутая, Хасанилав из с. Гимры, Саид из с. Кудутль, Али из с. Хаджалмахи, Нажмудин Гоцинский и его брат Абдулатип-хаджи, Абдураззак-хаджи из с. Унцукуль, Абдуррахим-дибир из Хвартикуни, Газанов из с. Губден, его сын Маккамухаммад, Джамалудин из Карабудахкента, Мустафа-кади из Нижнего Казанища, а из селения Салта: Варангиласул Мухаммад, Сулейман-Дибир, Амирхан-Дибир, ‘Амадал Али-хаджи который известен как Абу Тураб и другие.

 

Его часто путают с последним ‘Амадал Али-хаджи (ум. в 1946 г.), однако после тщательного исследования выяснилось, что в селении Салта было как минимум три учёных по имени Али: Али-кади – автор книги «Этика студента», ‘Амадал Али-хаджи известный тем, что написал комментарии к известной и авторитетной книге в Дагестане «Тухфат аль-мухтадж» Ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ними Аллах) и Али Салти о котором мы не имеем никакой информации, но как видно из записей на рукописях он был самым старшим из них.

 

Из других данных (фото и сочинения самого Али-кади о восстании в Дагестане в 1877 году) известно, что некоторое время он работал в качестве кадия в Управлении начальника Среднего Дагестана в укреплении Гуниб, чему имеется подтверждение – фото, датированное 1982 годом. Существует список учёных, проживавших в селе Салта в 1836 году с указанием их возраста, составленный Али-кади. Число домов в селении Салта равнялось 248.

 

У Али-кади был прадедушка по матери, которого звали Али-дибир, его братом был Юсуф-кади. По всем данным видно, что Юсуф-кади, он же Юсуф Салти – известный во всём арабском мире учёный. В данном произведении Али-кади в одном месте ссылается на книгу Юсуфа Салтинского «Ислях ал-ляйли ва ан-нахар». Известный учёный, историк, философ Хасан Алкадарский (1834-1910 гг.), внук Мухаммада Ярагского в своей книге «Асари Дагестан» упоминает среди общеизвестных дагестанских учёных Юсуфа-Афанди Салтинского, он умер примерно в 1805 году.

 

Высказывания ученых о нем:

 

Известный ученый-факих Мухаммад Али аль-Чохи (да смилуется над ним Аллах) описывает его в своей книге «Фатава» (269, 353 стр.) следующим образом: «Наш брат, кади, великолепный ученый Али Салти».

 

Его ученик известный факих и кади Муслим аль-Уради (да смилуется над ним Аллах) пишет о нем следующее: «Наш учитель, исследователь, Али Салти».

 

‘Амадал Али-хаджи (да смилуется над ним Аллах) описывая его говорит: «Али Салти – наш самый лучший и самый достойный уважения учитель», также: «родник знаний, ось всех ученых, Али-кади сын Нурмухаммада Салти».

 

Автор книги «Фатава Хвартикуни» Мухаммад аль-Бадави (да смилуется над ним Аллах) пишет о нем следующее (32 стр.):

 

 «Я слышал из уст доверенных людей, что Али-кади, да смилуется над ним Аллах, был более эрудированным, чем подобные нам, в миллион раз. Мой отец говорил о нем: "Он был глубоким морем, в котором плавал, как хотел". О Аллах, даруй нам его благодать, о Господь миров».

 

Назир ад-Дургели (да смилуется над ним Аллах) в книге «Нузхатуль азхан» (70 стр.) пишет о нем: «Известный, великолепный ученый-факих Али Салти».

 

В конце книги «Шарх аль-мафруз», принадлежащей перу известного учёного Мухаммада-Тахира Карахского, приводится следующая история, которую рассказывает сын автора книги Хабибуллах:

«Мне рассказал учёный Абдуллах из Дженгутая, что учёный Али из Салта порицал автора за то, что содержится в "Шарх аль-мафруз". В одну из ночей ему приснился автор этой книги. Али-кади спросил у него: "Куда ты направляешься?" Тот ответил: "В Рай". Он спросил: "А кто твой спутник?" Мухаммад Тахир ответил: "Моя книга "Шарх аль-мафруз". С тех пор он перестал порицать его, и появилась в его сердце любовь к автору и его книге, и он написал к книге следующее примечание: "Когда я внимательно рассмотрел эту книгу для отделения истинного от приукрашенного и искажённого, то я нашёл всю эту книгу изящной, а её структуру изысканной и сверкающей, поясняющей источники в лёгкой форме каждому, кто желает получить от неё пользу. По этой причине я посвятил ей следующие стихи:

 

Драгоценная книга, которая не надоедает слушающему,

Написанная ац-Цулди[1], известным своей проницательностью.

Она походит на ожерелье из жемчуга своим отливом

И содержит из ссылаемых книг каждую тонкость.

Обладающий умом и стремящийся к благоразумию

Примет эту книгу со всех сторон.

О студент, проявляй усердие и старайся

В изучении "Шарх аль-мафруз", переданной от имамов».

 

У Али-кади было два сына: Муртазаали, прозванный в честь его учителя Муртазаали Урадинского, который умер в молодом возрасте из-за переутомления в учёбе, и Джами, которого после смерти отца прозвали Хаджи-Али. Также у него было несколько дочерей.

 

Из произведений Али-кади Салтинского можно указать историческую хронику «Восстание 1877 года в Дагестане и его подавление», которая хранится в отделе восточных рукописей ДНЦ РАН.

 

В книге «Арабская рукописная книга в Дагестане» (автор: профессор Шихсаидов А.Р.) в нескольких местах упоминаются произведения, автором которых был Али-кади из селения Салта – всего четыре сочинения.

 

Многое не изучено, не исследовано. Как видно, Али-кади Салтинский был известным учёным, его называли «алимом алимов», он пользовался большим уважением населения в тех местах, где работал. Однако богатое наследие Али-кади и его предков ждёт своего исследователя. Умер Али-кади Салтинский 2 декабря 1893 года, рядом с ним похоронен упомянутый учёный Юсуф-кади.

 

На его памятнике, привезённом жителями с. Тарки, написано: «Это гробница и могила настоящего учёного, превосходного исследователя, моря наук и познаний Али, сына Нурмухаммада, да возвеличит Аллах его степень (достоинство) в вечном мире. Он умер 2 числа месяца джумад ас-сани 1311 г. х.».

 

Да смилуется над ним Всевышний Аллах и дарует нам его благодать!

 

 

Источник: «Этика студента», Муфтият РД 2018г.

с некоторыми изменениями.


 

 


[1] Мухаммад Тахир родился приблизительно в 1809 году, в селении Цулда Карахского общества (ныне Чародинский район Республики Дагестан). При рождении его назвали Мухамматилавом. Имя, которым он сейчас известен, ему дал имам Шамиль.

 

Мухаммад Тахир получил блестящее образование. Он обучался у многих видных дагестанских богословов, в частности, у Курбан-Мухаммада из Корода, Мустафы из Ангида, Хаджидибира из Гунуха, Мухаммадамина из Гидатля. После окончания учёбы был назначен кадием в ауле Тлярош. С 1850 года работал секретарём имама Шамиля. Некоторое время был муфтием Имамата.

 

После завершения войны Мухаммад переехал в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск) и работал там кадием. Позже стал старшим кадием в Дагестанском народном суде. Именно в этот период жизни он написал большую часть своих работ.

 

Мухаммад Тахир часто выступал против противников Шамиля и газавата. Падение Имамата и тяготение людей к царской власти вызвало у него глубокое огорчение, что отражено в его трудах.

 

Мухаммад Тахир умер в 1880 году и похоронен в своём родном селе Цулда Чародинского района. Его могила является местом паломничества мусульман.

 

Назир из Доргели в «Нузхатуль-азхан» упоминает следующий случай, произошедший во время правления имама Шамиля: «Рассказывают, что на площади (селения) Шали на маджлисе у имама Шамиля-афанди произошёл разговор (и тогда имам Шамиль) сказал: «Кто из учёных в наших краях по своему характеру и врождённым качествам (больше всех) соответствует (духу) науки и деятельности?» Учёные единодушно ответили, что это шейх Мухаммад Тахир, да будет доволен им Аллах».

 

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru