Ахмад аль-Хазрави - учёный, совершивший хадж за Мухаммад-Тахира аль-Карахи
- Категория: Истории
- Создано 18.04.2017 18:11
- Автор: Админ.
История дагестанских учёных не собрана в отдельные книги, в отличие от арабов, которые составляют многотомники по этой тематике. На тему дагестанской истории написано лишь несколько книг, в которых очень мало информации. История наших учёных заключена в их письмах, написана на полях и обложках их книг. Ни одна их рукопись не обходится без какого-либо письма или заметки, связанной с шариатскими вопросами или повседневной жизнью и событиями.
Одно из свидетельств этого – письмо, которое хранится в библиотеке учёного Мухаммад-Тахира аль-Карахи (да смилуется над ним Аллах). Это письмо пришло к Мухаммад-Тахиру из Пресветлой Мекки с одним из дагестанских паломников. Письмо очень короткое и не содержит много научной информации, но это история, а история всегда востребована и интересна.
В этом письме говорится о том, что один из дагестанских паломников попросил учёного из Мекки совершить хадж за Мухаммад-Тахира и его жену. Этим учёным из Мекки был Ахмад аль-Хазрави (да смилуется над ним Аллах). Родился он в Александрии в 1252 году по хиджре, после чего переселился вместе с отцом в Мекку. Был факихом, мухаддисом, суфием и историком. Он составил немало книг по истории, хадисам и т. д. Умер учёный в 1327 году по хиджре.
Текст письма:
«От нуждающегося [в милости Всевышнего] аль-Хадж Абдуррахмана учёному, глубоко изучившему науки, Мухаммад-Тахиру и его семье. Много благ вам, да сохранит [Аллах] от бед обоих миров, да продлится ваше превосходство и достояние и продлит вас (вашу жизнь) в религии и в мире, амин!
А затем: желаем вам здравия и сохранности от бед обоих миров.
А после: знайте же, что мы благодаря Всевышнему Аллаху были перенесены из наших земель в заповедную землю – достопочтенную Мекку. Аллах даровал нам своей милостью соседство возле заповедного дома, мы взобрались со своей семьей на [гору] Арафат, совершили все обряды хаджа, и я остался в достопочтенной Мекке, зная, что постоянный приём зам-зама, ежегодное совершение хаджа, намаз в запретной мечети, постоянное лицезрение дома Аллаха, а также то, что Мекка является баракатным городом (ведь, как сказал Всевышний Аллах, «в неё привозят плоды любых видов в качестве пропитания от Нас»), является милостью, которой нет подобной.
Я разузнал об Ахмаде аль-Хазрави, авторе книги «Акду Самин фи фазли баляди аль-Амин». В данное время он составляет книгу об истории. Я одарил его подарками и настойчиво попросил его и его супругу совершить хадж за тебя и за твою жену. После трёх дней настойчивых просьб он сказал мне: «Мы совершим [хадж] ради нашего братства и ради того, что он является учёным, глубоко изучившим науки». Я составил с ним и его женой договор и обязал их совершить хадж и умру за тебя и твою жену в этом году. Имя его жены – Шарифа, она из рода Пророка (мир ему и благословение), из семейства Хусейна (да будет доволен им Аллах).
Мы же просим за вас, находясь в благословенных местах.
Мир вам, не забывайте нас в мольбах.
О Аллах, собери нас в раю – Дару Салям.
Необходимо довести салям от меня и моей семьи до нашего щедрого брата Киркичинал Мухаммада из Тляроша».
Далее на этом же листе Мухаммад-Тахир (да смилуется над ним Аллах) написал следующее:
«Нам рассказал тот, кто пришёл с этим письмом, наш праведный брат, ученый, аль-Хадж Хаджи-Мухаммад, сын учёного аль-Хадж Абдуллаха аль-Арчи, что однажды они позвали того алима (Ахмада Хазрави) посидеть с ними и обсудить кое-что, дабы получить ответы на некоторые вопросы. Сначала он отказался, сказав примерно следующее: "Люди могут думать обо мне плохо, посчитать, что я сидел с вами, потребовав от вас взаймы [за совершённый хадж]". Но потом он всё-таки сел с ними после их просьбы. Относительно фетв он сказал: "Потерпите, возможно, Всевышний Аллах после этого решит иначе". Также он рассказал, что иногда проводит ночь без ужина».
Из этих описаний я делаю вывод, что этот Хазравит – учёный, факих, который довольствуется малым, хвала Аллаху, Господу миров.
Это письмо дошло к нам в пятницу 26 Рабиу Сани 1285 года».
Сын шейха Мухаммад-Тахира Хабибуллах (да смилуется над ними Аллах) не остался в стороне и написал после слов отца следующее:
«Я, нуждающийся в милости Всевышнего Хабибуллах, дойдя по милости Аллаха до почтенной Мекки и до дома Аллаха (Каабы), стал искать встречи с тем учёным Ахмадом аль-Хазрави, желая увидеть его. Однажды я увидел человека, сидящего в мечети у ворот "Баб ас-Салям"[1] и записывающего что-то. Когда я спросил о нём одного прихожанина, он ответил, что это Ахмад аль-Хазрави. Я дал ему (Ахмаду аль-Хазрави) салям, пожал руку и сел рядом, чтобы поговорить. Я увидел, что это праведный человек с благим нравом, у которого не было ни намёка на гордость.
Я спросил его относительно чтения "Басмалы"[2] до "Аятуль Курси", когда её читают в азкарах после намаза, и он ответил: "Следует произнести её, так как она является аятом из Книги Аллаха".
После этого я встречался с ним несколько раз. Он купил мне на рынке свои книги "Акду Самин" и "Нафахату Риза валь Кабуль", а я в свою очередь передал ему, его жене и его дочери Хасибат вознаграждение за совершённый хадж [за отца и матери], но они не вышли из своей комнаты, когда я передавал награду им, к тому же, они очень слабым голосом приняли её. Он угостил меня хлебом, виноградом и лепёшкой, которая была замешена на сахаре и воде, и сказал: «Это гостеприимство нищего и то, на что он способен».
Далее он показал мне свои труды, среди которых были как завершённые, так и не завершённые книги. Он подарил мне "Нафахату Риза", которая была написана им и издана. Он говорил мне: "Мой дом озарился с твоим приходом". Он это сказал, следуя Сунне Пророка (мир ему и благословение).
Я не нашёл в Мекке учёного или кого-либо другого, кто оставил бы в моём сердце такие неизгладимые впечатления, как он. Он также говорил, что снимает дом, в котором живёт, а на пропитание зарабатывает переписыванием документов и книг у "Баб ас-Салям"».