Яндекс.Метрика

История Шафии Сугури и Сулеймана Джамала

 

Среди учёных и ищущих знания с давних времён сложился обычай записывать на полях своих книг или на отдельной тетради некоторые заметки. Большинство этих заметок содержат примечание к уроку, разъяснение сложных решений, перевод слов и т.д. Также в них зачастую отмечают интересные события, происшедшие с ними на уроке, или рассказы своих учителей. Одну из таких заметок мы нашли в книге ученого из Дагестана Шафии ас-Сугури, да смилуется над ним Аллах.

 

Шейх Шафии ас-Сугури, да смилуется над ним Аллах, известен в Дагестане тем, что он учился в самом престижном в то время исламском университете «аль-Азхар». К числу его учителей входит великий ученый своего времени Абдуллах аш-Шаркави (ум. 1227 х.), возглавлявший «аль-Азхар». Это тот самый ученый, который написал комментарий на широко распространённый трактат по вероубеждению ахлю-сунна «Мухтасар». А Шафии ас-Сугури, да смилуется над ним Аллах, в свою очередь, был тем, кто попросил его написать комментарий на «Мухтасар».
 

До сегодняшнего дня не были известны имена ученых, у которых учился Шафии ас-Сугури в аль-Азхаре», кроме Абдуллаха аш-Шаркави. Но из данной заметки  мы узнали, что он также учился у двух известных ученых того времени: Сулеймана Джамаля (ум. 1204 х.) и Али аль-Ванаи (ум. 1212 х.), да смилуется над ними Аллах.
 

Шейх Сулейман Джамаль очень известен в Дагестане, особенно своим  хашиятом на «Манхаджу Туляб» Закария аль-Ансари и хашиятом на тафсир «Джалалайн».
 

Приведём текст данной заметки с некоторыми сокращениями:
 

«Передал наш шейх Али аль-Ванаи (ум 1212 х.) от своего шейха, известного как Ибн Джавхари (ум. 1215 х.), что тот сказал: «Я посещал уроки Атията аль-Аджхури (ум. 1190 х.), да смилуется над ним Аллах, по книге «Джамъ Джавамиъ»[1]. На одном из этих уроков шейх повторил один вопрос одиннадцать раз[2]. Это меня сильно смутило, и я сказал самому себе: «Этот урок не для требующих знания, так уроки учёные не проводят. Это более подходит начинающим и я больше не буду посещать его». Когда же шейх перешел на [разбор] следующего вопроса, один из присутствующих спросил: «Мой господин, я не понял [предыдущий] вопрос, повторите, если можно» - и в этот момент я понял, что у шейха была причина для повторения, так как если урок посещает много людей, то среди них бывают как начинающие, так и более продвинутые студенты. Я также понял, что шейхи, глядя на присутствующих, разговаривают с ними по мере их степени».

 

Далее Шафии ас-Сугури, да смилуется над ним Аллах, пишет:

«Подобное произошло и со мной на уроке Шейха Сулеймана, известного как «Джамаль» (ум. 1204 х.), когда он читал «Джамиу Сагыр»[3] в Хусейни[4]. Бывало, что его урок посещало более двухсот человек. В шестую ночь месяца Сафар 1199 года на одном из уроков шейх разъяснял хадис о том, что протирание «Черного камня» и йеменской стороны [Каабы] смывает грехи. На уроке шейх три – четыре раза объяснил, что смысл протирания Черного Камня в том, чтоб прикоснуться к нему своей рукой, затем поцеловать его и поставить лоб на него. Когда же шейх перешел к объяснению следующего хадиса, один из присутствующих спросил: «Мой господин, я не понял, как дают салам ему, то есть надо сказать : «Ассаламу Алайкум», или что-то другое?»[5]. На что шейх сказал: «Вина на мне, так как я не объяснил этот момент должным образом».

 

Из данной заметки можно извлечь очень много пользы. Не мало случаев, когда ищущий знания оставляет учебу перед учителем из-за того, что тот не объясняет урок так, как ему этого хотелось бы. Но мало кто обращает внимание на то, что в классе есть не только он один, но подобных ему бывает как минимум десять студентов.
 

Надеемся, что эта заметка принесет пользу как нам, так и вам.
 

Да будет доволен Аллах учеными нашей уммы, и наделит нас тавфиком соблюдать адаб к своим учителям также, как они соблюдали к своим, Амин!
 

Подготовил: Муса Багилов

 

 


 


[1] Книга по науке усуль фикх шафиитского ученого Таджуддина ас-Субки, да смилуется над ним Аллах.

[2] Шейх Абдуллах аш-Шаркави пишет в свей книге «Табакат» что Атият Аджхури много повторял урок дабы все присутствующие понимали его.

[3] Книга по хадисам ученого шафиитского мазхаба Джалаллудина ас-Суюти, да смилуется над ним Аллах.

[4] Мечеть имени сына сподвижника Али Хусейна, да будет доволен ими Аллах.

[5] У начинающих студентов возникает этот вопрос, потому что на арабский этот процесс (то есть поставить руку на камень, потом поцеловать его и поставить на него лоб) называется «Истилям», а это слово взято со слова «Салям» – приветствие, поэтому нередко начинающие студенты не понимают смысл слова «Истилям». И несмотря на то, что шейх на уроке разъяснил смысл данного слова, но все равно один из присутствующих не понял его смысл и повторно задал вопрос.

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
#1 Refugia 15.04.2017 06:16
Personnellement , je vous remercie salon de massage lyon: http://www.sophiechassat.com votre communication et ne m'opposerai jamais a une alliance ou les qualites et la gentillesse d'une des parties compensent certains avantages auxquels l'autre est en droit de pretendre.
Цитировать
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru