Яндекс.Метрика

Распространение исламских знаний в Дагестане

 

Шейх Назир ад-Дургели ад-Дагистани (1308-1353 х/1891-1934 м) пишет следующее:

 

«Знай, что Исламские науки и знания дошли до Кавказа, а точнее до вилаята Дагестан, посредством Муджахидов, завоевателей и путешественников в эпоху исламского правления, в те времена, когда Багдад являлся столицей Халифата и источником наук и знаний. Прибывшие в Багдад жители Кавказа и Дагестна стали после этогоприобретать знания в науках и литературе.  Более всех сильными в познаниях и наиболее настойчивыми в этом были выходцы из области «Авар» и её соседей. В прошлом в городе Хунзах, который являлся центром вилаята «Авар», и близлежащих землях были те, кто упорствовал в усвоении наук и знаний, и отправлялись в путь в поисках знания с тех пор, как был основан ‘Абассидский Халифат. После этого увеличивалось число переселенцев и ищущих знания век за веком, эпоха за эпохой. По этой причине в Дагестане распространился мазхаб Имама аш-Шафи’и, да будет доволен им Аллах.

 

Кадии (судьи) в городе Хунзах получали в наследство кадийство, от отца к отцу, от родственника к родственнику, потому что они были теми, кто принесли знания в вилаят «Авар» и другие места. По этой причине сюда попало много книг, написанных руками Имамов, живших в Багдаде – «Даруль Ислам», и в примыкающих к Багдаду городах. Мне рассказали доверенные люди из аварцев, что у них есть книга «ас-Сихах филь-Люгъат» переписанная собственноручно имамом аль-Джавалики[1] и что она попала в Дагестан в ту блестящую эпоху.

 

И в последнее время, не исчезла группа тех, кто едет обучаться наукам в далёкие земли, такие как Миср (Египет), Шам (Сирия), досточтимая Мекка, лучезарная Медина, Истанбул и другие страны ислама.

 

Выдающийся ученый, астроном и хронометрист Муртазаали из Кудали аль-Авари[2] сообщил мне, что астрономические науки пришли в наши края от ученых Самарканда и Мавераннахра – очага этих наук. Это имело место благодаря внукам Тамерлана и их обсерватории в городе Самарканд. Широко распространенные в нашей области астрономические таблицы, те. Зидж Улугдека Самаркандского, были созданы именно в это время и названы так по имени одного из внуков Тамерлана. После этого эта наука распространилась так, что люди отправлялись в Египет для её изучения. Хадж Мухаммад аль-Карахи аль-Авари отправился в Египет, где учился у выдающегося ученого астронома Ризвана аль-Мисри, имея при себе его знаменитую книгу, названную по имени его автора «Ридван». Кроме упомянутых – было еще много (подобных искателей знаний).

 

Благодаря этим стараниям, вилаят Дагестан был источником огромных знаний и совершенств достигших высот, даже знания по арабскому языку, такие как нахви, сарф и были распространены там и достигли высокого уровня. И именно поэтому отправлялись туда (в Дагестан) ученые из других вилаятов, таких как Казань и т.д, для получения здесь знаний. Даже признались ученые Казани, что их ученые достигли совершенства и прогресса в арабских науках, посредством ученых обучавшихся в Дагестане. В частности, арабский язык распространился там  от учеников выдающегося ученого - шейха Мухаммада известного как «Кази Акай». Арабским наукам от учился у шейха Ахмада ад-Дагестани, он (же в свою очередь) учился шейха Мухаммада аль-Кудуки, и по этой причине распространилась известность аль-Кудуки в городах Казанского ханства.

 

Среди тех из казанских ученых, отправившихся в Дагестан для получения знаний, были: шейх Мухаммад Рахим аль-Казани скончавшийся в 1232 х, и шейх Ибрахим аль-Казани скончавшийся в 1241 х.Шейх Ибрахим афанди и Мухаммад Рахим, отправились в Дагестан и обучались у больших ученых в течении десяти лет, в том числе они встречались с шейхом ‘Али афанди аш-Ширвани, да смилуется над ними Аллах. По возвращении в Казань они стали там преподователями, и из их медресе вышли достойные ученые, которые разошлись по разным уголкам этой местности и принесли пользу людям.

 

Выдающийся ученый, шейх Мухаммад Мурад аль-Казани в своей (книге) «Тарих» в биографии шейха Ибрахима-афанди, сказал следующее: «Его арабский был совершенным из-за приобретения знаний в Дагестане, который стал очагом этого языка, особенно в то время».

 

 

[Назир бин Хаджи Мухаммад ад-Дургели, «Нузхату-ль-Азхан», стр. 8]

 

 

 


[1] Имам аль-Джавалики аль-Багдади, Абу Мансур Мавхуб (1073-1144), фиолог из старинной багдадской семьи

[2] Муртазаали аль-Кудали аль-Авари (1873-1937) – дагестанский астроном, учился у местных алимов в Кумухе, Согратле, Чохе, Цудахаре, Телетле, Салта, изучал математику и астрономию, был знаком с «Зиджами» Улугбека.

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru