Яндекс.Метрика

История смерти имама Навави

 

О биографии имама составлено немало книг, но самой уникальной считается та, которую составил его ученик имам, алляма, шейх Ибн Аттар, да смилуется над ним Аллах, прозванный «Мухтасару Навави», что в переводе означает «Сокращенный Навави». Он составил книгу под названием «Подарок требующим знания о биографии Навави». В данной статье мы представляем вам перевод раздела о том, как этот великий имам, имам шафиитов, покинул этот бренный мир, из уст его ученика, лично наблюдавшего за этой картиной.

 

На 95 стр. Ибн Аттар, да смилуется над ним Аллах, пишет:

 

«Имам Навави не брал ни от кого что-либо и не принимал, кроме как только от того, в чьей религии и познаниях он был уверен, а также, с кем у него не была связь в чтении наук или же извлечении пользы; стремясь не попасть под хадис «о луке» [1], и снискать воздаяние в Будущей жизни.

 

И быть может, он видел, что распространение знаний вместе с довольством малым и соответствующим проявлением терпения, является для него обязательным. А за обязательные дела, как известно, в этом мире нельзя брать награду, полагающуюся за них. Напротив, воздаяние за них - в Будущей Жизни, согласно шари`ату. Это подобно тому, как корыстно (стремясь получить прибыль) давать в займы - запрещено без разногласия среди ученых.

 

За два месяца до его ухода в мир иной я сидел перед ним. В это время к нам зашел бедняк и сказал: «Такой-то из города Сархад передает тебе салям и отправил тебе этот кувшин». Шейх принял его и повелел мне поставить в комнату его нужд. Я же удивился его принятию этого. Почувствовав, что я удивлен, он сказал: «Некоторые бедняки отправили мне сапоги и этот кувшин, это является средством для путешествия».

 

Спустя некоторое время я был возле него, и он сказал мне: «Мне разрешили выйти в путешествие».

 

Я спросил: «Как разрешили?».

 

Он ответил: «Когда я сидел у себя, повернувшись к кибле» – перед ним было открытое окошко с видом на медресе «Равахия», – «то возле меня прошел один человек по воздуху отсюда и пошел вот так» – указывая при этом от западной части медресе к восточной части – «и сказал: «Встань и выйди в путь для посещения Байт аль-макдис».

 

Я-то думал, что шейх имел в виду обычное путешествие, но оказалось, что это было настоящее путешествие. После этого он сказал мне: «Встань, мы попрощаемся с моими друзьями и любимцами».

 

Я вышел с ним к могилам, где были похоронены его некоторые учителя, он посетил их, прочитал там немножко, сделал дуа, заплакал, а потом посетил своих живых друзей, как шейх Юсуф аль-Фака`и, шейх Мухаммад аль-Ихмими и наш шейх, шейх Шамсуддин ибн Аби Умар, шейх Ханбалитов.

 

Утром этого дня он вышел в путь и с ним произошли некоторые происшествия. Я был свидетелем таких явлений, на описание которых ушло бы множество томов. После этого он посетил «Нава», «аль-Кудс» и [пророка Ибрахима] Халила, мир ему, затем возвратился в «Нава» и заболел там в доме своего отца. Когда до меня дошло известие о его болезни, я вышел с Дамаска проведать его. Он, да смилуется над ним Аллах, обрадовался этому и сказал мне: «Возвратись к своей семье».

 

Он был близок к выздоровлению, и я попрощался с ним в субботу 20 Раджаба 676 года.

 

Но в среду 24 Раджаба он умер.

 

Когда я спал в эту ночь, кто-то начал взывать на пороге мечети Дамаска в пятницу: «[Приходите совершить] намаз над шейхом «Рукну-д-Дином» - опорой религии». Люди стали кричать, а я проснулся и сказал: «Инна лиЛлагьи ва инна илайгьи раджиг1ун».

 

В ночь на пятницу пришла весть о его смерти и в этот день после намаза прокричали о его смерти. За него совершили намаз в мечети Дамаска. О нем сильно горевали мусульмане, особые личности и простой народ, те, кто его восхваляли и те, кто порицали».

 

 

[Ибн Аттар, «Тухфату Талибин», 96 стр.]

 

 

 



[1] Автор книги указывает на хадис: «На того, кто взял за обучение Корану лук, в качестве платы - Аллах в Судный День наденет огненный лук»

 

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru