Яндекс.Метрика

Случаи из жизни имама Ширази

 

Когда мы говорим об имаме «аш-Ширази», в нашем уме появляется представление что это был великий человек. Но, однако мы не придаем ему должного значения, поэтому через некоторое время мы забываем о нем, так как эти рассказы у нас в одно ухо влетают через другое вылетают. Однако, когда имам аш-Ширази был жив, то дело обстояло совсем наоборот. Он был тем, кто ставил халифа на должность. Когда же выбирали халифом Муктади би амриЛлагх, люди сказали: «тот, на кого укажет имам аш-Ширази, тот и будет халифом» – и имам аш-Ширази выбрал Муктади би амриЛлах и он стал халифом.

 

Однако имам не занимался этим, а точнее не дошел до этой степени путем шантажа или вымогательства, он этим занимался только ради довольства Аллаха.

 

Когда кто-либо из людей заходил на какое-либо собрание в мечеть в Багдаде, в которой присутствовал имам Ширази, то он вставал только на половину, а не в полный рост, чтоб из-за рваной одежды не стал виден его аврат.

 

Его едой было: несколько бобов, которые он брал у своего соседа Бакиляни, а иногда, когда очередь на урок была длинной и он опаздывал пойти к соседу, то не находив бобы у него он брал бульон этих бобов, и говорил, процитировав Коран: «это—невыгодное возвращение». Он пил этот бульон и довольствовался им.

 

Когда же разгорелось недопонимание между Султаном Маликшах и Муктади би амриЛлах, то приближенные люди Муктади посоветовали ему пожениться на дочери Маликшаха и тем самым урегулировать этот конфликт. На это Муктади би амриЛлах сказал: «Кто же пойдет к Маликшаху засватать его дочь за меня, которого бы почитал и послушался Маликшах?». В конце выбор пал на имама аш-Ширази, он вместе с около 50 больших имамов Багдада, вышли в путь засватать дочь Маликшаха. Описывая свой визит в Хорасан Имам аш-Ширази говорит следующее: «Когда я зашел в Хорасан, то не нашел кадия этого города, или муфтия, или хатыба, кроме как своими учениками» – то есть все они были когда-то его учениками. Вот такой он - Имам аш-Ширази.

 

Когда же он туда зашел, весь народ Хорасана вышел встретить его, закрыл все торговые точки, и каждый, кто имел украшения, драгоценности, отдавали их бесплатно людям, даже торговцы одеждой, разбрасывали на людей одежду, празднуя приход имама аш-Ширази в их город.

 

Люди снискали благодать-баракат от земли, на которую вступала нога животного, на которой сидел имам Ширази, да смилуется над ним Аллах.

 

Суфии Хорасана вышли к имаму и ставили свои четки на носилку, желая, чтоб имам Абу Исхак аш-Ширази потрогал их.

 

Потом он засватал дочь Маликшаха за Муктади би амриллагь, который впоследствии поженился на ней. После этого имам возвратился в Багдад.

 

Для него не было обязательным совершение хаджа, потому что всю свою жизнь он не владел ни имуществом, ни верховым животным. И не разу он не зашел в дворец халифа. Муктади би амриллагь настаивал навестить  его, но имам не отвечал ему. В один из дней халиф обязал имама навестить его. Когда же он вышел навестить халифа, у него заболел живот и начался понос. Когда же он зашел в отхожее место, он коснулся свечи, огонь которой сжег его бороду. И он вышел, прочитав аят: «Не склоняйтесь на сторону беззаконников, дабы вас не коснулся Огонь».

 

Имам Абу Исхак аш-Ширази - это тот, о котором вы ничего не знаете.

 

Когда пришел имам Сельджуков Низамуддинат-Туси и захотел вернуть мусульман к забытому прошлому – манхаджу ахлю сунна, он решил, что самым верным путем в этом является постройка медресе «Низамия». В каждом городе он построил филиалы медресе «Низамия», и в каждом из них поставил преподавателя, чтоб тот преподавал шариатские науки, то есть как бы строил университет и ставил там ректора, а тот уже назначал учителей. Он построил имаму аш-Ширази в Багдаде медресе «низамия», особое для имама аш-Ширази. После окончания стройки он попросил аш-Ширази преподавать там, но эту просьбу отверг имам аш-Ширази сказав: «до меня дошло, что некоторые инструменты, которые использовались в стройке, были отобраны у людей не по праву». Обратите внимание, не земля, не имущество, на которое строится медресе, а: «до меня дошло, что некоторые инструменты, которые использовались в стройке, были отобраны у людей не по праву» – и поэтому он не пошел преподавать туда. Вся делегация университета настаивала на том, чтоб он пошел, но он отказался.

 

Он умер, будучи бедным, в той одежде, которую он надевал, когда был жив. Его ученики тоже были бедняками. Когда аш-Ширази отверг приглашение преподавать, ученики ему сказали: «может мы пойдем преподавать?» они попросили его об этом, потому что им нечего было есть, они были бедными, потому как требующие знания всю свою жизнь остаются бедняками. Редко ты встретишь богатого требующего знания, таких очень мало. У богатых другие пути, по которым они идут. У них другой манхадж, который они изучают и о котором заботятся.

 

В его время жил еще один ученый - Абу Наср ибн Саббагъ, который умер в 477 году, он являлся одним из больших ученых шафиитского мазхаба, автор книги «Шамиль», от цитирования которой не обходится ни одна книга шафиитского мазхаба, он был тем, кто являлся главой мазхаба во время имама аш-Ширази, между ним и аш-Ширази было то, что бывало между сверстниками, ибн Саббагъ даже говорил про имама Ширази такие слова: «Когда Абу Ханифа и Шафии соглашаются в каком-либо вопросе, то знание аш-Ширази уходит» – то есть он этим хотел сказать, что знание имама аш-Ширази – это только спорные вопросы. И поэтому, из-за его этих слов, четырнадцать лет имам аш-Ширази оставался у себя дома составляя книгу «Мухаззаб», дабы показать, что он не тот, кто изучает только спорные вопросы. Он составил её несколько раз, и каждый раз, когда он не доходил до желаемой цели, он бросал её в реку до того, пока его мнение не остановилась на той, что перед нами и на которой написал комментарии имам Навави, да смилуется над ним Аллах.

 

Когда Ибн Саббагъ, услышал, что имам аш-Ширази отверг приглашение преподавать в медресе «Низамия», он пошел и попросил дать ему возможность преподавать там, но Низам аль-Мульк ему сказал: «нет, это было построено не для тебя». Я этим не хочу принизить достоинство этого имама и возвеличить имама аш-Ширази, оба они являлись великими учеными, но однако такова была разница между ними, у этого свой манхадж а у того свой, поэтому Низам аль-Мульк сказал: «это было построено не для тебя».

 

Имама аш-Ширази во второй раз попросили прийти преподавать и только после настойчивых просьб своих учеников, он пошел туда преподавать. Однако он не совершил там ни одного ракаата из намаза, потому что инструменты, которые использовались при строительстве этого медресе были отобраны у людей без права на это. И когда он захотел совершить намаз, он выходил в мечеть и совершал там, как желательные там и обязательные намазы. И умер он, будучи бедняком.

 

 

Посмотреть видео

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru