Яндекс.Метрика

Захид аль-Кавсари - ученый, гордость потомков

 

Человек сотворен таким, что ему приятно ощущать свою причастность к чему либо хорошему- если у нас в роду был достойный мужчина, мы ведь помним об этом. Да что там, в роду – если кто-то, оставивший о себе добрую память вышел из нашего села или вообще- нашего народа , мы испытываем чувство гордости и радости.

 

Беда в том, что годы оторванности от исламской традиции, шариатских знаний, жизни в обществе, где на черное говорят что оно белое, а на белое говорят «черное», все это в совокупности произвело глубокий отпечаток на сознании наших людей. Не зная своей подлинной истории, мы вынуждены слушать как нам навязывают выдавая за «национальное достоянии» откровенных грешников или вовсе неверующих. Толкаемые комплексом народа побывавшего в колониальной зависимости, отдельные деятели готовы откопать «черкесские корни» у самых пустых и темных личностей, а потом кричать об этом со всех трибун.

 

Любой здравомыслящий человек не может не возмутится, когда кучка идеологов спекулирует на имени его народа, пытаясь навязать ему свои взгляды. Их инсинуации привели к тому, что имена подлинных героев пребывают в забвении. Ощущая на себе часть ответственности , считаю необходимым рассказать об одном нашем, вне сомнения, выдающемся соплеменнике, озарившем своими знаниями Запад и Восток, шейхе Мухаммаде Захиде аль-Кавсари, Свете Черкессии.

 

Двое уроженцев Северного Кавказа путешествовали по Индии, с цель распространения даавата (исламского призыва). Узнав, что в местности, куда они прибыли, проживает крупный знаток шариатских наук, они посчитали нужным нанести ему визит. Шейх, глубокий старец, принял их у себя дома – друзья почтительно поздоровались с ним, и тот который владел арабским языком начал представляться:

- Я из Дагестана…

 

Шейх утвердительно кивает – эта земля ему известна. Гость продолжает, указывая рукой на своего спутника:

-А этот- черкес… Как Мухаммад Захид Кавсари.

 

Индиец несколько мгновений молчит, а затем медленно, словно уносясь в воспоминания, отвечает:

- Ах, Захид Кавсари… Помню его…

 

Так кто же этот человек, о котором знают даже в Индии, в домах где горячий и влажный воздух лениво рассекают лопасти вентиляторов и время тянется от одной чашки чая с молоком до следующей чашки, но о котором мало кто знает на родине его предков?

 

Родился будущий ученый в Османской Империи в 1879 году, в семье переселенцев с Кавказа. Его полное имя Мухаммада ибн Хасан аль- Кавсари аль-Ханафи аш-Шаркаси. Первым учителем мальчика стал его отец Хасан, бывший ученым Ислама и знатоком ханафитского мазхаба, которого издавна придерживались наши предки, и который легкомысленно оставили их потомки

 

Шейх Хасан аль-Кавсари был учеником Зияуддина Гумушханави, ученика потомка Пророка Мухаммада (салляЛлаху алейхи ва саллям) саййида Ахмада Арвади, который взял науки от имама , муфтия Османского Халифата, шейха Ибн Абидина Ханафи, по книгам которого выносятся фетвы.

 

Затем молодой Мухаммад Захид продолжил свое обучение у шейха Ибрахима Хакки и шейха Зайн аль-Абидина аль-Алсуни, учеников специалиста по хадису Ахмада Шакира, который был пятидесятым в цепочке передачи знаний, идущей через Ибн Мас’уда и Праведного Халифа Али (да будет доволен ими всеми Аллах) к нашему господину, Пророку Мухаммаду (салляЛЛаху алейхи ва саллям), Печати Пророков и Посланников (алейхим ссалям).

 

Передают, что он достиг высот в своем образовании в возрасте всего восемнадцати лет.

 

Что же является показателем учености человека? Его усердие в следовании приобретенным знаниям и их распространении! Вот оно, настоящее мерило! Но в наше время учеными стали считать тех, чье имя чаще можно услышать на устах людей. Доходит до того, что человек может не доверять словам Ибн Хаджара, но слепо следовать за каждым популярным в интернете студентом… А спросишь «что ты нашел в нем, что заставило выбрать его для следования?» то получишь ответ в стиле «брат, в смысле он конкретно обьясняет, его все слушают же»

 

Имама Кавсари все свое время посвятил написанию книг, делая особый упор на комментирование и разъяснение классических работ по акыде, хадису, фикху. Также он написал много рукописей, в которых он анализирует и опровергает убеждения сторонников нововведений, защищая позиции Приверженцев Сунны. Книги такого типа могут быть интересны только студентам, решившим углубится в эти вопросы, и хорошо знающим арабский язык. Поэтому я не привожу полный список, чтобы не утомлять читателя.. Общее число его работ по акыде, хадису, фикху и истории приближается к тридцати. Отдельно хотелось бы выделить обобщенный текст «Макъалат» и комментарии к «Аль-Асмаа’ ва аль-Сифат» Байхаки», а также «Фикх и Хадис в Землях Ирака»

 

У него обучался известный сирийский шейх, преподаватель университет в Эр-Рияде, Абдуль-Фаттах Абу Гудда, а также крупный специалист по хадису, Абдуллах аль-Гумари из Морокко. Современники оставили о шейхе Кавсари множество слов любви и уважения, например вот как высказался о нем выдающийся ханафитский ученый из Индии, Йусуф Бинори:

 

«Обладатель опыта и эрудиции, великий учитель, шейх Мухаммад Захид Кавсари! Пусть Аллах продлит его дни!»

 

Нам же особенно будет интересно прочесть слова его ученика, профессора Шариата в Каирском Университете, шейха Мухаммада Абу Захра:

 

«Он был родом с Кавказа. Это нашло отражение в его силе, стойкости… Красоте его облика и духа, в верности и глубине его мысли…»

 

После падения Османского Халифата, шейх переселился со своей семьей в Египет, затем в Дамаск. Позже он вернулся в Египет. Его земная жизнь закончилась в 1951 году, в Каире. Книги и ученники (например живущий в Стамбуле шейх Мухаммад Амин) оставленные им, по сей день приносят пользу мусульманам.

 

Просим Аллаха простить грехи Его раба, который усердствовал на Его пути. Амин.

 

 

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru