Яндекс.Метрика

Можно ли доверять Мухаммаду ибн Абдул-Ваххабу?

 

 

 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

 

В этой статье хотелось бы показать на нескольких примерах, как, самый главный шейх “псевдосалафитов” и “такфиристов” – Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб ан-Наджди, неверно и ошибочно передает слова ученых-факыхов в своих книгах.

 

Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб, цитируя в своей книге «Муфидуль мустафиид фи куфри тарики ттаухид», фикховый труд «ар-Рауда», пишет, что, дескать, имама ан-Навави, да смилуется над ним Аллах, говорит, что тот, кто забил животное для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является неверным.

 

 

Слова Ибн Абдул-Ваххаба из книги «Муфид аль-мустафид» (стр. 167):

 

وأما كلام الشافعية ، فقال صاحب الروضة رحمه الله: أن المسلم إذا ذبح للنبي صلى الله عليه وسلم كفر

 

«Касательно слова шафиитских ученых, то автор «Ар-Рауда» [имам ан-Навави], да смилуется над ним Аллах, сказал: “Если мусульманин принесет жертву пророку, да благословит его Аллах и приветствует, то он становится кяфиром”».

 

Тогда как “салафитский” мухаккык книги Ахмад аль-‘Аслани признаётся, что между оригинальными словами «ар-Рауда» и тем, что пытался выдать за цитату из «ар-Рауды» ибн Абдул-Ваххаб, имеется большая разница. Так как имам ан-Навави не говорит про куфр того, кто зарезал животное для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но пишет, что тот, кто заклал животное во имя идола, возвеличивая его и ища приближения к нему, тот является кяфиром.

 

 

Слова мухаккыка Ахмада аль-‘Аслани:

 

روضة الطالبينللنووي ولفظه:  "أو ادعى النبوة بعد نبينا صلى الله عليه وسلم أو صدق مدعيا لها ، أو عظم صنما بالسجود له ، أو التقرب إليه بالذبح باسمه ، فكل هذا كفر" ،وبين هذا النص وكلام المصنف فرق كبير

 


«Текст книги «Равдату Талибин» имама ан-Навави: «Или же (кто-либо) будет претендовать на пророчество, после нашего пророка, да благословит его Аллах и приветствует, или подтвердит того, кто утверждает это, или же возвеличит идол совершив земной поклон, или же (будет искать) приближение к нему (идолу) зарезав животное его именем, то все это является куфром». Между этим текстом и словами автора (т.е. Ибн Абдул-Ваххаба) есть большая разница».

 

[Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб, «Муфид аль-мустафид фи куфри тарики таухид», стр. 167; тахкык Ахмад аль-‘Асляни]

 

 

Также Ибн Абдул-Ваххаб, ссылаясь на ханбалитский труд по фикху «аль-Икъна’», заявляет, что в ней, якобы, написано, что тот, кто обратится с мольбой к Али ибн Аби Талибу, да будет доволен им Аллах, является кяфиром.

 

 

Слова Ибн Абдул-Ваххаба из книги «Муфид аль-мустафид» (стр. 149-150):

 

وقد ذكر في الإقناع عن الشيخ تقي الدين ، أن من دعا علي ابن أبي طالب فهو كافر

 

«В «Аль Икна’» он упомянул от шейха Такъюддина (ибн Таймия), о том что, кто призовет Али ибн аби Талиба – тот кяфир».

 

 

Однако “салафитский” мухаккык Ахмад аль-‘Асляни пишет, что между словами «аль-Икнаа» и словами Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба есть большая разница. Так как в «аль-Икнаа», говорится лишь о куфре, того, кто обожествил Али или посчитал его пророком, тогда как ибн Абдул-Ваххаб заявляет, что мольба к нему делает человека неверным.

 

 

Слова мухаккыка Ахмада аль-‘Асляни:

 

الإقناع ، وفيه:" من سب الصحابة أو أحداً منهم أو اقترن بسبه دعوى أن علياً إله أو نبي أو أن جبريل غلط فلا شك في كفر هذا بل لا شك في كفر من توقف في تكفيره".وأظن ، والله اعلم.أن بين هذا النص وكلام المصنف فرق كبير

 

«В книге «аль-Икъна’» написано: «Тот кто порочит сподвижников или хотябы одного из них, или же связал ругань (сподвижников) с притязание, что Али является богом или пророком и то, что Джибриль ошибся (когда передавал пророчество), то нет сомнения в его куфре. И даже, нет сомнения в куфре того, кто остерегается от обвинения [такого человека] в куфре».

 

Я думаю, а Аллах знает лучше, что между этим текстом [из «аль-Икъна’»] и словами автора (т.е. Ибн Абдул-Ваххаба) есть большая разница».

 

[Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб, «Муфид аль-мустафид фи куфри тарики таухид», стр. 149-150; тахкык Ахмад аль-‘Асляни]

 

Также в своей книге «Муфидуль мустафиид» ибн Абдул-Ваххаб ссылается на ибн Хаджара аль-Хайтими, да смилуется над ним Аллах, который, якобы, такфирит того, кто обращается с мольбой к сотворённому.

 

 

Слова Ибн Абдул-Ваххаба из книги «Муфид аль-мустафид» (стр. 169):

 

وقال ابن حجر في شرح الأربعين على حديث ابن عباس : ( إذا سألت فاسأل الله ) وما معناه: إن من دعا غير الله فهو كافر .

 

«Ибн Хаджар, делая шарх на хадис Ибн Аббаса из сорока хадисов (Ан-Навави): «Если ты просишь, то проси Аллаха», сказал: “Смысл этого, что если кто будет взывать, помимо Аллаха – тот становится неверным”».

 

 

Однако “салафитский” мухаккык книги Ахмад аль-‘Асляни, признаёт, что ибн Хаджар ничего подобного не утверждал, и что таких слов нет в его комментарии к книге «аль-Арбаун ан-Нававийя», на которую ссылается ибн Абдул-Ваххаб.

 

 

Слова мухаккыка Ахмада аль-‘Асляни:

 

وقد بحثت عن هذا النقل عن الهيتمي فلم أجده أبداً في المطبوع لا نصاً ولا معنى بل لم يتعرض لهذه المسألة أصلاً فلا أعرف من أين فهم المصنف

 

«Я искал эти слова от аль-Хайтами, но я не нашел никогда в изданных [книгах] ни текста, ни смысла [который бы указывал на это утверждение]. Наоборот, он  – [Ибн Хаджар аль-Хайтами известен тем, что] изначально выступает против этого вопроса и я не знаю откуда автор (ибн Абдул-Ваххаб) понял это».

 

[Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб, «Муфид аль-мустафид фи куфри тарики таухид», стр. 169; тахкык Ахмад аль-‘Асляни]

 

 

Какой можно сделать вывод из всего этого? Вывод такой, что нельзя доверять Мухаммаду ибн Абдул-Ваххабу в его цитировании классических трудов по фикху, так как очевидно, что он подстраивает известные слова факыхов 4-х мазхабов под свои идеи и представления.

 

Об уровне знаний и положении Мухаммада ибн Абдул-Ваххаба, имеется свидетельство его родного брата – Сулеймана ибн Абдул-Ваххаба – кадыя ханбалитов.

 

 

В начале своей книги шейх Сулейман ибн Абдуль-Ваххаб аль-Ханбали (ум. 1208 х/1793 м) перечисляет условия, которым должен соответствовать имам и настоящий мусульманский ученый, что же касается образовательного уровня своего брата, то он говорит:


ابتلي الناس بمن ينتسب إلى الكتاب والسنة ويستنبط من علومهما ولا يبالي من خالفه. وإذا طلبت منه أن تعرض كلامه على أهل العلم لم يفعل بل يوجب على الناس الأخذ بقوله وبمفهومه ومن خالفه فهو عنده كافر. هذا وهو لم يكن فيه خصلة واحدة من خصال الاجتهاد، ولا والله ولا عُشر واحدة، ومع ذلك راج كلامه على كثير من الجهال

 

«На головы людей выпало тяжкое испытание, они последовали за человеком, связывающим себя с Кораном и Cунной, делающим из них выводы. Но если вы пригласите этого человека, чтобы он выступил перед учеными, то не дождетесь его. Он обязывает людей следовать за своими идеями, а того, кто с ним не согласен, обвиняет в неверии. Этот человек не только не способен совершать иджтихад, но даже не обладает десятой долей знаний, необходимых для этого, и при этом позволяет себе выступать перед людьми».

[Сулейман ибн Абдул-Ваххаб, «ас-Саваик аль-иляхият фи ар-радд аля аль-ваххабия», стр. 38; Бейрут: Зуль Факъар: 1998]

 

 

Также другой ученый, муфтий ханбалитов в Мекке, шейх Мухаммад ибн Абдуллах ан-Наджди (ум. 1295 х/1878 г) в своей книге «ас-Сухуб аль-вабиля аля дараих аль-ханабиля», рассказывая об отце Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, писал:

 

 وأخبرني بعض من لقيته عن بعض أهل العلم عمّن عاصر الشيخ عبد الوهاب هذا أنه كان غضبان على ولده محمد لكونه لم يرض أن يشتغل بالفقه كأسلافه وأهل جهته ويتفرس فيه أن يحدث منه أمر، فكان يقول للناس: يا ما ترون من محمد من الشر، فقدّر الله أن صار ما صار، وكذلك ابنه سليمان أخو الشيخ محمد كان منافيًا له في دعوته ورد عليه ردًا جيدا بالآيات والآثار لكون المردود عليه لا يقبل سواهما ولا يلتفت إلى كلام عالم متقدمًا أو متأخرا كائنا من كان غير الشيخ تقي الدين بن تيمية وتلميذه ابن القيم فإنه يرى كلامهما نصّا لا يقبل التأويل ويصول به على الناس وإن كان كلامهما على غير ما يفهم، وسمى الشيخ سليمان رده على أخيه "فصل الخطاب في الرد على محمّد بن عبد الوهاب" وسلّمه الله من شرّه ومكره مع تلك الصولة الهائلة التي أرعبت الأباعد

 

«Некоторые ученые мне рассказывали, что шейх Абдуль-Ваххаб был сердит на своего сына (Мухаммада) за то, что он отказался изучать фикх, как это делали все его предки и друзья. Своим соплеменникам и прочим людям он говорил: «О (люди) то, что вы видите от Мухаммада является злом, но Аллах предписал случиться тому, что случилось».

Также и сын его Сулейман, брат шейха Мухаммада был отвергающим его призыв и опровергнул его опровержением достойным, аятами и асарами, из-за того, что опровергаемый не принимал ничего кроме них и не обращал внимания на слова ученных ни предшествующих, ни последующих кроме шейха Такъиюддина ибн Таймийи и его ученика Ибн Къайима. Он поистине видел их слова не приемлющими толкования и доводил это до людей, даже если их слова были противоположны тому, как он их понимает.

И назвал Сулейман свое опровержение на брата «Фаслул хитаб фи ррадди ‘ала Мухаммадин бин Абдуль-Ваххаб» («Решающая речь в опровержении Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба») и Аллах сохранил Сулеймана от его зла и коварства, при том, что была опасность, которая устрашала не только родственников».

 

[«ас-Сухуб аль-вабиля аля дараих аль-ханабиля», стр. 275; Мактабату имам Ахмад]

 

 

Ханафитский ученый, известный мухаддис Анвар Шах аль-Кашмири (1292-1352 гг.х) в своем толковании «Файзуль Бари» на «Сахих» аль-Бухари» писал:

 

أما محمدُ بنُ عبد الوهّابِ النجْدي فإنه كان رجلاً بَليداً قليلَ العلمِ ، فكان يتسارَع إلى الحكمِ بالكفرِ ، ولا ينبغي أنْ يقتحِمَ في هذا الوادي إلا مَن يكون متيَقِّظاً مُتقِناً عارفاً بوجوهِ الكفر وأسبابه

 

«Что касается Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба ан-Наджди - поистине, был он человеком глупым, и знаний у него было мало. Он спешил в вынесении такфира. Не следует бросаться в эту долину, кроме как тому, у кого есть бдительность, совершенство, познание в области куфра и его причинах».

 

[Анвар Шах аль-Кашмири, «Файзуль Бари», 1/252; Бейрут: Даруль Кутубиль Ильмийя: 1426/2005]

 

Надеемся, что это хотя бы заставит некоторых его последователей задаться себе вопросом: «А можно ли доверять тому, что он пишет в своих трудах и вообще брать его понимание религии?».

 

Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение пророку Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

 

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
#1 Алхаз 01.04.2017 18:48
перед тем как пудрить людям мозги почитайте труды этого ученого, и разъяснение его книг другими авторитетными учеными.

Пусть Аллах наставит вас на истину.
Цитировать
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru