Яндекс.Метрика

Впадает ли в неверие тот, кто сказал, что Аллах бессилен совершить что-либо?

 

Вопрос: Впадает ли в неверие тот, кто сказал, что Аллах бессилен совершить что-либо?

 

Ответ: Перед тем, как ответить на этот вопрос, нам следует понять такое качество Аллаха, как кудра (могущество).

 

Кудра (могущество) означает, что Всевышний Аллах творит то, что пожелает, и умерщвляет то, что пожелает.

 

Однако могущество Аллаха не распространяется на то, что обязательно должно существовать, и на то, существование чего абсурдно. Оно распространяется только на допустимое. И под словами «Аллах творит то, что пожелает» мы имеем в виду именно третью категорию – допустимое.

 

А что относится к тому, существование чего является обязательным? Это то, отсутствие чего наш разум не может допустить, например, существование Аллаха, а также его качеств, таких как сила, воля и т.д. Если есть Бог, значит, Он обладает силой, так как в противном случае Он не смог бы создать что-либо и, значит, не являлся бы Богом, а этого разум не может принять.

 

А существование чего является абсурдным? Это то, существование чего абсурдно с точки зрения разума и противоречит здравой логике. Например, Бог не имеет места, не имеет органов, не расположен в каком-либо направлении, так как всё это противоречит здравой логике. И если допустить, что Он имеет место, то возникает вопрос: кто же сотворил место? Если Он сам сотворил место, то где Он находился до сотворения? А если место сотворил не Он, а кто-то другой, значит Он не Бог, а Богом является тот, кто сотворил и Его, и место, на котором Он находится, и т.д.

 

А допустимое или возможное – это то, существование и небытие чего одинаково допустимы для разума. Например, дети: у кого-то ещё нет детей, но, возможно, Всевышний даст им их, а возможно, и не даст.

 

Исходя из вышесказанного, если человек скажет, что Аллах не может совершить что-либо:

 

1. если речь идёт о чём-то допустимом для Аллаха, например, о сотворении второго солнца, и некто утверждает, что Аллах не может его сотворить, – то он впадает в неверие;

2. если же речь идёт об абсурдном или обязательном, то среди учёных есть разногласия: одни считают, что так можно говорить, если под этими словами подразумевается, что могущество Аллаха не распространяется на это, другая группа учёных считает, что не стоит вообще говорить такое.

 

Имам Баджури, да смилуется над ним Аллах, передаёт от некоторых учёных, что нет ничего плохого в выражении «Аллах не может сотворить абсурдное (например, сотворить для себя сына)», имея в виду, что могущество Аллаха не распространяется на абсурдное[1].

 

К группе учёных, считавших, что так нельзя говорить, относится Имам Шахристани, да смилуется над ним Аллах. В «Нихаятуль Икдам» (42 стр.) он пишет:

 

«وأمّا ما يستحيل وجوده فلا يقال: الباري تعالى ليس قادراً عليه، بل يقال: المستحيل في ذاته غير مقدور، فلا يتصور وجوده»

 

«Что касается того, существование чего абсурдно, то не следует говорить относительно этого: "Аллах неспособен на это". Следует говорить: "Могущество Аллаха не распространяется на абсурдное, и существование этого невозможно представить"».

 

Учёный из Магриба Ахмад Тафджарути, да смилуется над ним Аллах, пишет в книге «Танбиху Гафиль» следующее:

 

«فإن قيل أيضاً: هل يجوز أن يقال: الله لا يقدر على المحال، والله غير قادر به؟

قلنا: لا يجوز، لما في اللفظ من إيهام التعجيز، ولا يجوز إطلاق الألفاظ الموهمة في حقّ الله تعالى إلا بتوقيف، والصواب أن يقال: المحال لا تتعلّق به القدرة، أو المحال غير مقدور، وشبه ذلك مما لا يتوهم نقصاً في حقه سبحانه وتعالى.

هذا ما ذكره أئمتنا -رضي الله عنهم- وهو بيّن»

 

«Если спросят: "Можно ли говорить, что Аллах не может совершить абсурдное?" – то мы ответим: нельзя, так как это выражение внушает ложную мысль, что Всевышний бессилен. По отношению к Аллаху нельзя использовать слова, которые внушают подобное, если только они не будут подтверждены Кораном и сунной. Будет правильным сказать: "Могущество Аллаха не распространяется на эти и подобные им слова, которые внушают, что Аллаху, свят Он и велик, присущи недостатки»[2].

 

Почему учёные считали, что не стоит говорить, что Аллах не может совершить что-то из категории абсурдного?

 

Как пишет современный учёный из Иордании Саид Фуда, да хранит его Аллах, такое выражение можно понять двояко:

 

1. Аллах слаб, и Он не может совершить какое-то действие;

2. существование какого-то действия невозможно и абсурдно, и сила Аллаха не распространяется на подобное.

 

И в силу того, что такое выражение может быть ошибочно понято неправильно и ошибочно указать на слабость Всевышнего, его лучше не произносить.

 

И если человек, который говорит, что Всевышний не может сотворить что-то абсурдное (например, создать камень, который Он не сможет поднять), убеждён, что Аллах – слаб, то он впадает в неверие. В противном случае он не становится неверным.

 

Итог: не стоит говорить подобное в отношении Всевышнего Аллаха, так же, как не стоит спешить с обвинением в неверии того, кто говорит подобное. Может быть, говоря такое, человек считает допустимое абсурдным, и поэтому сказал, что Аллах не может сотворить что-то, имея в виду, что существование этого абсурдно. Вопросы выхода человека из Ислама являются очень тонкими и требуют тщательного исследования[3].
 

А Аллах знает лучше.

 

 

Подготовил: Муса Багилов

 

 

 


[1]ونقل البيجوري عن بعضهم انه سئل عمن قال:لا يقدر الله أن يخرجني من مملكته هل يكفر أو لا؟فأجاب بأنه لا يكفر لأن خروجه من مملكته تعالى مستحيل، لعدم إمكان وجود مملكة لغيره فلا يخرجه إليها، والقدرة لا تتعلق بالمستحيل فلا ضير في ذلك كما لا ضير في أن يقال لا يقدر الله أن يتخذ ولدا أو زوجة أو نحو ذلك.أهـ كلامه

 

[2] То, что могущество Аллаха не распространяется на абсурдное, учёные выражают двумя способами:

1-     المحال غير مقدور

2-     لا تتعلّق قدرة الله بالمحال

Смысл этих выражений один и тот же, как на это указал шейх Саид Фуда, да хранит его Аллах. Но так как прямой перевод первого способа на русский неприемлем, мы не стали его переводить. Имам аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, неоднократно употребляет в книге «Иктисад филь Иътикад» именно первый способ.

 

[3] Ответ был подготовлен на основе книги «Иктисад филь Иътикад» Имама аль-Газали, да смилуется над ним Аллах, и «Тахзибу шархи Санусия» шейха Саид Фуда, да хранит его Аллах.

 

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru