Яндекс.Метрика

Разновидности шариатских постановлений / ахкамов

 

Хукмы (постановления) бывают следующих видов:

 

1. Хукм шар’ий.

2. Хукм ‘адий.

3. Хукм ‘аклий.

 

Изучением хукмов шар’ий занимается наука «усуль аль-фикх».

 

Хукм ‘адий– это утверждение какого-либо положения по отношению к чему-либо или отрицание его, полученное опытным путем, как например, хукм о том, что английская соль помогает при различных недугах, аспирин имеет болеутоляющие свойства, огонь имеет свойство сжигать, еда насыщает и т.д.

 

В понимании хукмов  ‘адий существуют 4 мазхаба (пути):

 

1. Мазхаб таби’ийин.

2. Мазхаб ‘аклийин.

3. Мазхаб му’тазилитов.

4. Мазхаб ахлю сунны.

 

Мазхаб таби’ийин

 

Согласно данному мазхабу, болеутоляющий эффект аспирина и другие полезные свойства иных лекарственных средств, посредством которых проходят различные недуги – автономные естественные свойства, независящие от того, кто бы их вложил в них, [то есть от Аллаха]. Аналогично в вопросе способности огня сжигать и т.д. Поистине, исповедующий данные убеждения не является мусульманином согласно единогласному мнению мусульман.

 

Мазхаб ‘аклийин

 

Согласно данному мазхабу, лечебные свойства аспирина, способность огня сжигать и т.д. являются вытекающими из аспирина и огня соответственно и все это творит Аллах Своим могуществом. Однако, согласно данному мазхабу, между огнем и сжиганием, английской солью и ее лечебными свойствами имеется рациональная/логическая связь, которая не может быть нарушена. Исповедующий данное убеждение является фасиком (нечестивец, грешник), а в некоторых случаях становится неверным, как в случае, если он посредством данных убеждений станет отрицать му’джизаты (сверхъестественные способности) пророков (мир им) и иные положения, пришедшие в Коране и в Шариате, как перевоплощение отдельных мельчайших частиц (зарра) в тела, сжатие небес и сворачивание земли, приближение солнца к головам творений [в Судный День] и т.д., отрицание чего выводит из Ислама.

 

Мазхаб му’тазилитов

 

Му’тазилиты считали, что связь между огнем и сжигание и т.д. – это простое следствие, а все процессы и свойства, вытекающие из аспирина, огня и т.д. происходят посредством вложенной в них Аллахом силы. Исповедующий данное убеждение считается нововведенцем.

 

Мазхаб ахлю сунны

 

Ахлю сунна исповедует убеждение, что причинно-следственная связь между всем вышеперечисленным – простое следствие, которое Аллах творит в момент их действия и которую Он может нарушить му’джизатами пророка или караматами праведников.

 

Между огнем и сжиганием существует обычная связь, которую Аллах может нарушить и сделать огонь холодным и безопасным, как это было сделано в случае с нашим господином Ибрахимом (мир ему), и таким образом во всех делах.

Исповедующий данные убеждения считается уверовавшим (муъмин) с полноценной верой.

 

Хукм ‘аклий– это утверждения какого-либо положения по отношению к чему-либо или отрицание его, полученное не опытным путем и не посредством шариатских указаний. Хукм ‘аклийподразделяется на:

 

- ваджиб;

- мустахиль;

- джаиз.

 

Ваджиб– это то, обратное чему разум не может допустить. Ваджиб бывает либо очевидный (бадахийун - то, принятие чего не нуждается в доказательствах) либо теоретический (назарийун - то, принятие чего нуждается в доказательствах).

Пример очевидного ваджиба – утверждение того, что тела имеют направление.

Пример теоретического ваджиба – утверждение о том, что Аллах существует.

 

Мустахиль – то, чего разум не может допустить. Мустахиль бывает либо очевидный  либо  теоретический.

Пример очевидного мустахиля – отсутствие движений и покоя для тел.

Пример теоретического мустахиля – наличие сотоварища Всевышнему Аллаху.

 

Джаиз – то, наличие и отсутствие чего допустимо. Джаиз бывает либо очевидный  либо  теоретический.

Пример очевидного джаиза – движение для тел.

 

Пример теоретического джаиза – наказание на том свете поклоняющегося раба, не ослушавшегося Аллаха ни разу. Этот пример непостижим, кроме как после познания нами того, что Аллах один творит и уничтожает всякую вещь, Он – Создатель рабов и их деяний. Ни поклонение, ни ослушание не способно принести ни вознаграждение, ни наказание, ни вхождение в Рай, все это находится во власти Аллаха. Следовательно, допустимо разумом, что Аллах может сделать поклонение причиной вхождения в Ад, однако установил Создатель то, что ослушание и неверие являются причинами вхождения в Ад, а веру и поклонение – причиной вхождения в Рай и обратное этому не бывает, а Аллах знает лучше!

 

 

Источник: Аль-ма’рифа фи баяни акидатиль муслими.

Перевел: Мурад Халилов

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru