Яндекс.Метрика

Что такое познание основ веры?

 

Аль-Ма’рифа (познание) – это некое установление (принятие в убеждение) посредством разума, соответствующее действительности, с абсолютной уверенностью без тени сомнения и основанное на доказательствах. Пример этому: наше установление о существование Аллаха, в Его единственности и т.д.

 

Не имеющие абсолютного убеждения в существовании Аллаха и т.д., сомневающиеся в этом, либо допускающие обратное выходят из Ислама по единогласному мнению мусульман.

 

Имеющие вероубеждения не соответствующие действительности, такие, как вера христиан в троицу, уподобление Аллаха творениям язычников и другие разновидности ложных убеждений, являются неверующими (кафирами) по единогласному мнению мусульман.

 

Относительно имеющих полноценное верное вероубеждение с абсолютным уверенностью, соответствующим действительности, но не имеющим доказательства на свои убеждения, у ученых есть разногласия в их имане. Сказала группа ученых, что они считаются неверными. Однако сильное, более весомое мнение говорит о том, что они считаются верующими, но совершающими грех по причине того, что не ищут доказательства своим убеждениям, поиск которых многократно повелевает Аллах в Своем Благородном Коране:

 

«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха!» (Мухаммад, аят 19).

 

«Скажи: "Постранствуйте по земле и посмотрите, как Он создал творение в первый раз. Затем Аллах создаст конечное творение (воскресит мертвых). Воистину, Аллах способен на всякую вещь» (Анкабут. Аят 20). Под словом «посмотрите» имеется ввиду «ищите доказательства».

 

«Неужели они не вглядываются в царствие небес и земли, а также всего, что сотворил Аллах? Быть может, их срок уже близок. В какой же рассказ после этого они уверуют?» (А’раф, аят 185).

 

Поистине, данное познание является обязательным с точки зрения шариатского предписания, но не с точки зрения разума, противоположно мнению му’тазилитов и некоторых матуридитов, которые утверждали, что познание обязательно с точки зрения разума.

 

Из их мнения вытекает, что ахлюль фитра (люди, до которых не дошел призыв Ислама) являются мукалляфами[1] в вопросе полноценного вероубеждения, несмотря на то, что до них не дошел шариат, к ним не был послан пророк, ниспослано писание и не дошло откровение. [То есть, по их мнению, ахлюль фитра будут считаться неверующими на том свете].

 

По мнению же большинства ученых, среди которых ашариты и мухаккики матуридитов, ахлюль фитра спасутся на том свете, даже если имели ложную, искаженную религию или поклонялись идолам из-за слов Всевышнего Аллаха:

 

«Мы никогда не наказывали людей, не отправив к ним посланника» (аль-Исра, аят 15).

 

Данное познание возлагается на каждого совершеннолетнего разумного человека, имеющего здоровые органы чувств, посредством которых постигается призыв Ислама. На ребенка не возлагается никакая обязанность, однако обязанность обучения его обязательствам религии, вероубеждению, сунны, разъяснения запретов для того, чтобы он остерегался их, лежит на его опекунах. Умалишенный также не является мукалляфом. Не имеющий зрение и слух тоже не считается мукалляфом, но не имеющий одно из них (зрение и слух), поистине, на нем лежит обязанность познания (аль-ма’рифа). Тот, до кого не дошел призыв Ислама или выросший в местности, далеком от призыва, также не считается мукалляфом.

 

Источник: Аль-ма’рифа фи баяни акидатиль муслими.

Перевел: Мурад Халилов

 

 

 


 


[1] от слова «таклиф» - состояние человека, при котором на него возлагаются шариатские предписания

 

 

 


Разработка и создание сайта KaspSoft.ru