Яндекс.Метрика

Достаточна ли вера лишь сердцем?

 

Иман в общем виде в языковом понимании – подтверждение, вера. На это указывают слова Всевышнего Аллаха: «Ты не поверишь нам» (Юсуф, 18 аят).

 

В шариатской терминологии иман – это принятие/подтверждение общеизвестных вещей, с которыми пришел Мухаммад, мир ему и благословение, в общем виде в тех вещах, которые требуют принятия в общем виде, и подробно там, где необходимо принятие подробно.

 

Пример принятия в общем виде без детализации: вера в большую часть пророков (мир им) и ангелов, вера в то, что Всевышнему Аллаху присуще в обязательном порядке всё совершенное и не присущи недостатки и т.д.

 

Пример принятия в подробном виде с детализацией: вера в определенную группу посланников (мир им) и ангелов.

 

К посланникам (мир им и благословение), вера в которых требуется детализированно, относятся посланники, упомянутые Всевышним Аллахом:

 

«Таковы Наши доводы, которые Мы предоставили Ибрахиму (Аврааму) против его народа. Мы возвышаем по степеням, кого пожелаем. Воистину, твой Господь - Мудрый, Знающий. Мы даровали ему Исхака (Исаака) и Йакуба (Иакова). Мы повели их обоих прямым путем. Еще раньше Мы повели прямым путем Нуха (Ноя), а из его потомства - Давуда (Давида), Сулеймана (Соломона), Айуба (Иова), Йусуфа (Иосифа), Мусу (Моисея) и Харуна (Аарона). Таким образом Мы воздаем творящим добро. А также Закарию (Захарию), Йахйу (Иоанна), Ису (Иисуса) и Ильяса (Илию). Все они были из числа праведников. А также Исмаила (Измаила), Аль-Йacaa (Елисея), Йунуса (Иону) и Лута (Лота). Всех их Мы превознесли над мирами» (Ан’ам, 83-86 аяты). 

 

Также к ним относят следующих пророков: Идрис, Худ, Шуайб, Салих, Зулькифли, Адам, Мухаммад (мир им и благословение), упомянутые в других аятах Священного Корана.

 

Все вышеперечисленные пророки (мир им), упомянуты в Благородном Коране и все единогласны в том, что они являются пророками.

Что касается пророков, в посланнических миссиях которых есть разногласие, то к ним относятся: Зулькарнайн, Аль-Узаир, Лукман. Относительно Хидри нет четкого упоминания в Коране, несмотря на то, что в аяте: «Они встретили одного из Наших рабов» (Кахф, 65 аят) - подразумевается он. Также к ним относят Йуша бин Нун времен пророка Мусы (мир ему), относительно которого также нет четкого упоминания в Коране.

 

Отрицающий пророчество или посланничество хоть одного из вышеперечисленных пророков и посланников (мир им), в пророчестве и посланничестве которых нет разногласий, после доведения до него доводов, выходит из Ислама.

 

К ангелам, вера в которых необходима детализированно, относятся: Джибрил, Микаил, Исрафил, Азраил, Ридван - хранитель Рая, Малик - хранитель Ада, Ракиб и Атид. Отрицающий хоть одного из этих ангелов выходит из Ислама.

 

Что касается Мункара и Накира, то не выходит из Ислама отрицающий их.

 

Обязательна вера в ангелов, несущих Арш и окружающих его, в общем виде без детализации.

 

 

Необходимость словесного подтверждения шахады

 

Среди ученых есть разногласие относительно необходимости словесного подтверждения шахады (формула единобожия).

 

Согласно большинству мухаккиков из числа ашаритов, матуридитов и др. словесное произношение шахады является условием принятие веры (имана) для распространения положений Ислама на него, таких, как наследство, брак, совершение намаза за ним, совершение заупокойного намаза после его смерти, захоронение его на мусульманском кладбище, требования от него совершения намазов, выплаты закята.

 

Признавший шахаду, но, вместе с тем, не подтвердивший ее словесно не имея уважительной причины, по которой он не мог ее произнести, и не отказываясь ее произнести, считается мусульманином перед Аллахом, но не считается мусульманином на этом свете в распространении на него положений Ислама, если в таком положении его настигнет смерть.

 

Из вышесказанного вытекают следующие положения:

 

1. Имеющий уважительную причину не произносить шахаду словесно, такую, как немота, но имеющий признаки, указывающие на его иман, такие, как подача им знаков, указывающих на это; а также тот, кого настигла смерть, и он не успел произнести шахаду без откладывания ее произнесения – считаются мусульманами  на этом и на том свете.

 

2. Отказывающийся произносить шахаду при требовании  не считается мусульманином ни на этом, ни на том свете, даже если он сердцем считал себя мусульманином - все это не принесет ему пользы ни на этом, ни на том свете.

 

3. Произнёсший шахаду языком, но не принявший ее сердцем, как лицемер, считается мусульманином на этом свете в распространении на него положений Ислама, но не считается мусульманином перед Аллахом.

 

Согласно другому, противоположному мнению произнесение шахады является условием действительности имана как на этом, так и на том свете. Согласно этому мнению, произнесение шахады подобно части веры, а иман – это как принятие сердцем, так и словесное подтверждение шахады. Не произнесший шахаду словесно не считается мусульманином ни на этом, ни на том свете и положения Ислама на него не распространяются.

 

Ислам в языковом понимании – повиновение и следование.

 

В шариатской терминологии - повиновение и следование за тем, с чем пришел Посланник (мир ему и благословение) из общеизвестных вещей.

 

Увеличение и уменьшение Имана

 

Согласно мнению большинства ученых-ашаритов, иман увеличивается с увеличением повиновения требованиям шариата и уменьшается с его уменьшением.

 

Сказал Всевышний Аллах:

 

«Верующими являются только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, вера которых усиливается, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа». (Анфаль, 2 аят).

 

«Он - Тот, Кто ниспослал покой в сердца верующих, чтобы их вера увеличилась. Аллаху принадлежит воинство небес и земли. Аллах - Знающий, Мудрый» (Фатх, 4 аят)

 

«Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой, который говорит: "Чья вера от этого стала сильнее?" Что касается тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются» (Тауба, аят 124).

 

 

Источник: Аль-ма’рифа фи баяни акидатиль муслими.

Перевел: Мурад Халилов

 

 

Добавить комментарий

войти из

               


Защитный код
Обновить

Комментарии   

 
#1 Аль Хаттаби 17.05.2016 20:45
Гьаза каламу филь иджмаль
Цитировать
 

Разработка и создание сайта KaspSoft.ru